После 1 апреля 2024 года растаможка автомобилей из стран союза ЕАЭС (Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси) станет не выгодной. Соответственно, на российском рынке ожидается подорожание многих автомобилей, в первую очередь тех, что привозились по параллельному импорту.
Сразу реальный пример: при покупке популярного Geely Monjaro в Китае (по схеме параллельного импорта) и последующей его растаможки, например, в Кыргызстане, ориентировочная стоимость выходила 3,5 – 3,7 млн рублей (нового автомобиля). А в России абсолютно такой же кроссовер у официального дилера стоит от 4 700 000 рублей, т.е выгода, в среднем, один миллион рублей!
Не удивительно, что в феврале 2024 года Geely Monjaro занял 4 место в общем зачете среди всех проданных новых автомобилей на российском рынке, ведь это была буквально “звезда” параллельного импорта. Несмотря на отсутствие официальной гарантии и русифицированного интерфейса, многие все ровно делали выбор в пользу “неофициальных” машин, из-за большой выгоды в цене.
Но с 1 апреля 2024 года больше не будет никакого смысла привозить автомобили через страны ЕАЭС (Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси), а значит, в первую очередь, пострадает параллельный импорт. Сразу стоит внести ясность, по нему по-прежнему будут поставлять автомобили в Россию, например, модели марок, которых нет на рынке. Но уже сейчас понятно, что значительно вырастут цены. На сколько именно, зависит от конкретного автомобиля.
Так почему больше нет выгоды растамаживать автомобиль в странах ЕАЭС гражданам РФ?
В странах ЕАЭС условия растаможки автомобилей остались прежними. Дело в том, что правительство РФ изменило порядок расчета утилизационного сбора, при котором все недоплаченные таможенные платежи, налоги и сборы теперь будут учитываться в составе утильсбора.
Это касается только тех автомобилей, которые проходили таможенную очистку в странах ЕАЭС (Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси). Для тех компаний и физических лиц, которые привозили автомобиль напрямую в Россию, ничего не изменится.
Как и именно будет рассчитываться утилизационный сбор после 1 апреля 2024 года?
Правительство РФ разработало специальную формулу по которой будет производиться расчет.
Если коротко, то будут суммироваться все недоплаченные платежи, а также учитываться средняя стоимость автомобиля, которая будет указана в специально перечне Минпромторга.
Т.к мало того, что экономили на более низкой стоимости платежей, так еще многие занижали реальную стоимость автомобилей. Например, в Кыргызстане, у большого количества автомобилей стоимость была занижена на 70-80%.
А что будет с электромобилями и последовательными гибридами?
Электромобили и последовательные гибриды вообще никак нельзя будет растамаживать через страны ЕАЭС (Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси), теперь только напрямую, в России.
Это прямым образом скажется на последовательных гибридах фирмы Lixiang (на фото выше) и электромобилях Zeekr, которые поставляются в Россию исключительно через параллельный импорт.
Эксперты подтверждают, что цены на данные модели могут вырасти на 600 000 – 700 000 рублей.
Интересно, что электромобили марки Zeekr стали самыми популярными в России, при этом у компании нет даже официального представительства.
Выводы
После 1 апреля 2024 года ожидается подорожание автомобилей в России, в первую очередь тех, что поступали на рынок с помощью параллельного импорта. Говоря об официальных дилерах, то у них цены должны остаться прежними.
Говоря конкретно о параллельном импорте, то он сохранится, то значительно сократится. Будет целесообразно привозить только те модели, которых нет на российском рынке в официальной продаже.