Российская промышленность старается следовать общемировым трендам, а одним из доказательств стала довольно смелая инициатива по выпуску российских электромобилей Evolute, руководителей бывшего Липецкого моторного завода, а сегодня компании Моторинвест.
Примечательно, что деньги на соответствующий проект уже найдены: по плану инвестиции в размере 13 млрд рублей будут освоены разработчиками в течение 11 лет, за которые под новоявленным электрическим брендом будет выпущено не менее 240 тысяч электромобилей пяти разных моделей.
Новый проект имеет название Evolute, а его участниками стали Моторинвест, муниципалитет Липецкой области и российское Министерство промышленности и торговли. Стороны подписали контракт, по которому они обязуются совместно организовать производство электромобилей, двигателей и тяговых батарей на территории Липецкого завода, который в настоящее время находится без работы.
Судьба этого предприятия довольно сложна: в 2014 и 2017 годах на его мощностях пытались организовать выпуск китайских кроссоверов Great Wall и Changan, но всякий раз делу мешали разные трудности. Последним же доводом к закрытию сборочного конвейера стало то, что со временем оказалось дешевле просто привозить готовые паркетники из Китая.
Более подробно: весь модельный ряд Evolute
Производство
Новый этап подразумевает создание производства электрических автомобилей Evolute, и снова – в сотрудничестве с китайцами. Партнером, который предоставит технологии, а что еще более вероятно – готовую технику для ее перелицовки, модернизации или доработки под российские условия эксплуатации, станет компания Sokon Group, которая у себя на родине занимается выпуском автомобилей, мотоциклов, двигателей, автозапчастей, садовой техники и мн. др.
Модельный ряд электромобилей Evolute 2022
Реализация серьезного и дорогостоящего проекта подразумевает под собой разработку и анонсирование подробного бизнес-плана, поэтому создатели автомобильного бренда Evolute заранее просчитали все расходы. Считается, что 13 млрд. рублей должны уйти на разработку и производство одновременно пяти моделей электрокаров.
Чтобы обозначить свое присутствие в самых разных сегментах рынка, липецкие автомобилестроители планируют выпустить седан, минивэн, компактный кроссовер, большой внедорожник и дорогой премиум-паркетник. Более того, уже сегодня разработчики готовы огласить некоторые технические характеристики электромобилей Evolute, поскольку не является большим секретом то, что они будут иметь вполне конкретных доноров, которые выпускаются под маркой Dongfeng.
Седан I-Pro
Четырехдверный электрический седан Evolute I-Pro будет построен на базе китайского Dongfeng Aeolus E70 2020 модельного года. Его габариты – 4680х1720х1530 мм., колесная база – 2700 мм., снаряженная масса – 1555 кг. Авто будет комплектоваться синхронным электрическим двигателем мощностью 150 л. с. (110 кВт), что позволит разгоняться до 100 км/ч примерно за 9,9 сек. Емкость накопителя энергии составит 53 кВч, что обеспечит запас хода на уровне 420 километров.
Минивэн I-Van
В качестве электрического вэна Липецкий завод предложит модель Evolut I-Van, которая станет «русифицированной» версией автомобиля Dongfeng LingZhi EV. Это достаточно крупный и просторный микроавтобус длиной более 5 метров (5145х1720х1995 мм.), с колесной базой в 3000 мм. и тремя рядами сидений. В качестве силовой установки на Evolute I-Van будет применяться 90-киловаттный (123 л. с.) двигатель, батарея будет такой же, как и у седана, а автономный пробег на ее полной зарядке составит около 410 километров.
Кроссовер I-Joy
В роли российского кроссовера C-класса Evolute I-Joy 2022 , по всей видимости, будет взят китайский паркетник DFSK Glory E3, который продается как Seres 3. Это компактный автомобиль длиной 4385 мм. и снаряженной массой 1690 кг., которому тоже достанется единственный электромотор – 163-сильный (120 кВт) с максимальным крутящим моментом в 300 Нм. Тот же 53-киловаттный накопитель энергии, что и у других представителей модельной линейки, в случае с этим электрокаром предоставит запас хода, равный 405 километрам.
Внедорожник I-Jet
Evolute I-Jet задумывается разработчиками как 2,3-тонный пятиместный внедорожник. Донором для него станет модель Seres SF5, которая имеет длину кузова 4700 мм. и необычайно мощный электродвигатель: 510 кВт, 693 л. с., 1040 Нм. Согласно паспортным данным, до «сотни» такой кроссовер сможет разгоняться всего за 4,5 секунды, а величина пробега у него в экономичном режиме составит не менее 500 км.
Премиальный электрокроссовер Evolute
Название самой дорогой машине модельной гаммы бренда Evolute пока не придумано, как и не совсем понятно, какое авто может послужить для него прототипом. При этом инженеры липецкого завода обещают, что это будет SUV настоящего Е-класса с двигателем, как и у I-Jet, а его «дальнобойность» составит порядка 750 километров. Очевидно, что здесь присутствует расчет на установку более емкой батареи, которую, видимо, придется разработать дополнительно.
Китайская «начинка»
В качестве поставщика узлов и деталей для сборки, а также фактически и технологий производства электромобилей Evolute выступит концерн Dongfeng, входящий в число крупнейших государственных автопроизводителей Поднебесной. Свою работу он ведет более полувека, а первый успех компания получила благодаря выпуску коммерческой техники.
С течением времени предприятие поглощало множество мелких производств, одним из которых стал многообещающий стартап SF Motors, предлагавший выпускать современные электрические автомобили Seres. К слову, у его истоков стоял один из учредителей Tesla – Мартин Эберхард, а в числе главных партнеров SF Motors сегодня числится китайский IT-гигант Huawei, известный своими серьезными амбициями по присутствию на автомобильном рынке и мировом рынке электрических накопителей энергии.
Все это дает неплохой задел на будущее именно для российского проекта Evolute, который имеет все шансы за счет использования китайской «начинки» сделать электрокары, которые будут востребованы не только внутри России, но и за ее пределами.
Дата выхода первых моделей Evolute
К сожалению, громкий анонс проекта не содержит никакой информации относительно сроков его запуска. Остаются неясными и планы разработчиков относительно первых показов прототипов автомобилей, что могло бы подтвердить намерения по созданию их серийных версий.
Что касается производственных площадок, то простаивающий липецкий завод готов к доставке оборудования, тогда как выпуск тяговых батарей может взять на себя находящийся на территории Липецкой области завод «Энергия», уже выпускающий «обычные» АКБ.
Как быстро будет организована производственная кооперация и не постигнет ли проект Evolute печальная судьба многих других амбициозных начинаний российских автомобилестроителей – покажет время. Пока же, стоит признать, что в условиях экономических санкций такая работа может быть серьезно затруднена.