Российский рынок электромобилей постепенно растет, особенно с массовым появлением китайских моделей. Но все же общая доля электрокаров среди всех новых проданных автомобилей в России пока остается незначительной, чуть более 1%.
Но, очевидно, доля “батарейных” машин в России будет расти, особенно с развитием инфраструктуры (зарядных станций). А пока правительство продолжает “искусственно” стимулировать рынок электрокаров, вводя все возможные льготы и субсидии, например, отмена транспортного налога в Москве, бесплатный проезд по федеральным трассам, бесплатные парковки в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске.
Помимо прочего, рынок электрокаров будет расти с появлением новых моделей, например, в 2025 году одной из самых важных премьер станет – российский электромобиль АТОМ от стартапа АО “Кама”, который, помимо личного пользования, активно будет задействован в каршеринге, курьерских службах и такси. Кстати, предварительные цены и характеристики на электрокар АТОМ уже известны, мы их опубликовали в нашем телеграм-канале (будем рады вашей подписке).
Фото: электромобиль АТОМ
Учитывая растущую популярность “батарейных” машин, редакция GT-NEWS.RU подготовила максимально информативную страницу (своеобразный гайд) о электромобилях в России на 2025 год (который будет обновлять в течение всего года), а именно мы ответим на следующие вопросы:
- Сохранятся ли льготы в 2025 году?
- Какой размер утильсбора для электрокаров?
- Нужно ли платить транспортный налог?
- В каких местах есть бесплатные зарядные станции?
- А бесплатные парковки?
- И самое важное, какие новинки дебютируют в 2025 году.
Нужно ли платить транспортный налог на электромобили в 2025 году
В Москве на 2025 год планируют продлить нулевую ставку транспортного налога на электромобили, об этом заявил мэр столицы Сергей Собянин (вот источник). Это означает, что как и прежде, транспортный налог на электрические машины платить в Москве не нужно.
Говоря о других регионах, то здесь все индивидуально, каждый регион сам устанавливает ставку. Например, в Краснодарском крае от уплаты транспортного налога освобождены электромбили мощностью до 150 л.с.
Что с бесплатными парковками?
В Москве для электромобилей городские парковки бесплатны (кроме парковок со шлагбаумом).
За городские парковочные места также не нужно платить в следующих городах:
- Москва и область
- Санкт-Петербург
- Сочи
- Краснодар
- Республика Татарстан
Но пока не известно, будет ли продлены “парковочные” льготы на 2025 год, это нужно уточнять конкретно на официальном сайте каждого из регионов. Но по опыту предыдущих лет, данные льготы продлеваются ежегодно.
Размер утилизационного сбора на электромобили с 1 января 2025 года
С 1 января 2025 года на электромобили радикально вырастит размер утилизационного сбора, если ранее он был 32 600 рублей, то станет 667 400 рублей!
Вот все тарифы утильсбора (вплоть до 2030 года):
🔹С 1 октября 2024 года – 32 600 рублей
🔹В 2025 году – 667 400 рублей
🔹В 2026 году – 800 800 рублей
🔹В 2027 году – 880 800 рублей
🔹В 2028 году – 969 000 рублей
🔹В 2029 году – 1 065 800 рублей
🔹В 2030 году – 1 172 400 рублей
Бесплатный проезд по платным федеральным трассам
Еще в 2023 году был запущен эксперимент бесплатного проезда электромобилей по платным федеральным трассам.
Акция распространяется на следующие участки:
- М-1 «Беларусь» (включая «Северный обход Одинцова»)
- М-3 «Украина»
- М-4 «Дон»
- М-11 «Нева»
- М-12 «Восток»
- А-113 «ЦКАД»
Акция действует до конца 2024 года, а будет ли она продлена на 2025 год станет известно уже в январе.
Льготы на покупку электрокаров
В 2025 году на субсидии по автокредитам и лизингу правительство выделит 63 млрд рублей, а часть суммы предназначена для стимулирования продаж электромобилей.
Если воспользоваться данной льготой, то можно получить скидку 35% от стоимости электромобиля (но не более 925 тыс рублей). Среди условий, главное, чтобы автомобиль был произведен на территории России, например, это:
- Все модели Evolute (электрические)
- Москвич 3e
- Седан Амберавто А5
- Lada e-Largus
- ATOM
Где бесплатно можно зарядить? (Москва)
В Москве можно абсолютно бесплатно зарядить электромобиль с помощью городских ЭЗС, на данный момент их всего 240 шт.
Вот здесь карта – https://transport.mos.ru/electro
Сколько стоит зарядить электромобиль? (На зарядных станциях и дома)
Говоря о бытовой зарядки (т.е в домашних условиях) все зависит от тарифов и времени суток.
Например, в ночное время (с 23:00 до 7:00) 1 кВт*ч в среднем стоит 3 рубля, соответственно, чтобы зарядить электромобиль с батареей емкостью 80 кВт*ч придется потратить 240 рублей. А в дневное время суток, 1 кВт с среднем стоит уже 8 рублей, соответсвенно сумма увеличится до 640 рублей.
Говоря о зарядных станциях, то цены там в среднем 20 рублей за 1 кВт*ч, в итоге, чтобы зарядить полностью батарею емкостью 80 кВт*ч нужно потратить 1600 рублей.
Какие новинки электрокаров ждать на российском рынке в 2025 году? (Самые ожидаемые)
АТОМ
Российский электромобиль АТОМ выйдет на рынок в 2025 году. По размерам и формату – это компактный хэтчбек сопоставимый с Mini Cooper. Габаритная длина кузова всего 3995 мм, но зато довольно высокий дорожный просвет – 170 мм, можно сказать, что это своего рода кросс-хэтчбек.
Предварительные цены: 2,9 – 4 млн рублей.
Емкость тяговой батареи – 77 кВт*ч, что довольно неплохо для компактного хэтчбека. Запас хода ожидается в районе 500 км.
Старт серийного производства запланирован на июль 2025-го, примерно тогда же стоит ждать начала официальных продаж. Помимо “классической” версии также дебютирует модификация для такси и каршеринга.
Lada e-Largus
В 2025 году начнутся продажи полностью электрических пассажирских универсалов и фургонов Lada e-Largus. Причем серийное производство на заводе в Ижевске уже началось.
Силовая установка состоит из единственного электромотора мощностью 163 л.с (или 120 кВт), но это максимальная мощность, т.е доступная в течение короткого промежутка, а номинальная отдача всего 50 кВт, в лошадиных силах это 68 л.c.
Но все же электрический Ларгус является более динамичным своих топливных собратьев: разгон до 100 км/ч – 9,5 секунд.
Но максимальная скорость всего – 145 км/ч.
Официальные цены на электрический Ларгус уже известны, мы их опубликовали в нашем телеграм-канале, где все новости, появляются в первую очередь.
Амбер Авто (хэтчбек)
Калининградский завод “Автотор” в 2025 году выпустит компактный электрический хэтчбек под брендом Амберавто. Испытания совместно с московским Политехом уже начались.
Ориентировочная стоимость – 1 млн рублей, но это без учета тяговой батареи, ее нужно будет брать в аренду (или лизинг). Как это все точно будет устроено узнаем уже в 2025 году.
Кроссовер Exlantix ET и седан ES
Exlаntix – это премиальный дочерний бренд концерна Chery, причем специально созданный для экспортных рынков, ведь у себя на родине модели Exlаntix предлагаются под “зонтиком” Exeed.
В России модели Exlantix в официальной продаже появятся в 2025 году, первенцем станут кроссовер Exlantix ET (одноклассник BMW X5) и седан Exlantix ES (конкурент BMW 5-серии или Porsche Taycan).
Важно, что помимо чисто электрических модификаций будут предложены и гибридные, а именно дальнобойные последовательные гибриды.
AVATR
В 2025 году на российском рынке официально начнут продаваться премиальные гибриды и электромобили от китайской марки AVATR, созданной автопроизводителем Changan совместно c IT-гигантом Huawei и компанией CATL (выпускает аккумуляторы).
В России модели AVATR уже хорошо известны, их активно привозят по схеме параллельного импорта, только теперь начнутся официальные поставки. Помимо прочего, модели AVATR прошли адаптацию к нашим условиям, а именно мульимедийная система полностью переведена на русский язык и добавлены “теплые” опции.
Первенцем станет кроссовер AVATR 11 (формата BMW X6), но в модельном ряду также есть седан AVATR 12 (формата Porsche Panamera), компактный седан AVATR 06 и среднеразмерный паркетник AVATR 07.