Монголия – одно из крупнейших государств северо-востока Центральной Азии, которое имеет общую границу с Россией протяженностью 3,5 тысячи километров. Сегодня на ней можно насчитать 10 действующих автомобильных пунктов пропуска, и некоторые из них ежедневно оформляют идущие транзитом легковые автомобили.
Сразу важно отметить, что явление это не массовое, поскольку в 2023 году Монголия не рассматривается частными перегонщиками и юридическими лицами, занимающимися параллельным импортом, как выгодное место для покупки новых или б/у машин.
И, тем не менее, факты перегона отдельных моделей имеют место, а значит, конечные покупатели рассчитывают получить определенную выгоду – будь то в плане экономии на стоимости транспортного средства или применительно к возможности стать владельцем редкой или просто не доступной в России модели.
- Редакция GT-News.ru подготовила большой материал о покупке авто в Монголии (и последующей растаможки) в России, а также о всех нюансах и плюсах (минусах).
Внимание! С 1 апреля 2024 года больше не будет экономической выгоды привозить автомобили в Россию через Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армению. Более подробно об этом мы написали в нашем телеграм-канале: УТИЛЬСБОР 2024.
Покупка авто в Монголии для России: о чем нужно знать в 2023 году?
Средний уровень жизни в Монголии невысок: согласно данным за 2016-2021 гг., уровень бедности в стране варьировался в пределах 27-29%. Это находит свое отражение и на качестве местного автопарка, представленном преимущественно ввезенной из Китая и Японии б/у техникой.
Особняком стоит столица Монголии город Улан-Батор, где есть, например, официальные дилерские центры Toyota, Hyundai, Nissan и Land Rover. Кроме того, по статистике почти половина жителей 1,4-миллионной монгольской столицы имеет свой автомобиль, а это, в свою очередь, поддерживает на достаточно высоком уровне культуру обслуживания техники: сеть автомастерских и магазинов запчастей здесь весьма широка.
Но есть у местного автомобильного рынка и особенности, ведь около половины б/у машин, предлагаемых на многочисленных площадках столицы и в ближайшем пригороде, являются праворульными.
Как результат, каждая вторая машина на монгольских ДОПах имеет правое расположение руля при официально левостороннем движении, что уже давно вызывает проблемы.
Местные власти отмечают, что в ДТП такие машины попадают гораздо чаще, и по этой причине законодатели уже не первый год грозятся ввести ограничения на ввоз праворульных автомобилей.
Таким образом, обращаясь к рынку подержанной техники в Монголии, шансы натолкнуться на машины с правым и левым рулем будут одинаковыми. Если же обратиться к услугам официальных дилеров, новые автомобили у них предлагаются исключительно леворульными, хотя сами компании параллельно предлагают услуги по выкупу любых б/у автомобилей.
Общей же особенностью монгольского автопарка подержанных машин остается засилье японских марок. Есть среди них и однозначный лидер – Toyota. Познакомившись с ассортиментом техники, которая фигурирует в объявлениях на крупнейшей площадке страны https://www.unegui.mn/avto-mashin/-avtomashin-zarna/, можно увидеть, что 70% всех предложений – это машины марки Тойота!
Запчасти из Монголии
В 2022-2023 г. для многих российских автовладельцев, проживающих в Республике Тыва, Бурятии и Забайкальском крае, Монголия раскрылась как страна, где можно недорого приобрести запчасти и комплектующие, а также выполнить ремонт или обслуживание авто вдвое, а то и втрое дешевле, чем в России.
Это стало возможным по двум основным причинам: первая – относительно не высокие цены на детали и ремонтные работы в России, вторая – отсутствие пошлин на ввоз запчастей в Монголию.
Все это вкупе с обширной сетью мастерских сегодня позволяет россиянам приезжать в соседнюю страну на собственном автотранспорте и возвращаться назад уже с замененными деталями и агрегатами. Чаще всего так меняются колеса, покрышки и большинство «расходников», а в отдельных случаях автовладельцам удается менять даже кузова, сохраняя нетронутыми шасси и двигатель.
Но и в сфере технического обслуживания автомобилей в Монголии есть свои нюансы. Так, в стране не всегда можно найти запчасти на конкретную модель. Показательный пример: если на любом монгольском СТО без проблем возьмут в работу Hyundai Sonata, то от ремонта Solaris откажутся за неимением комплектующих на данную модель в принципе.
Соответственно, прежде чем отправляться в Монголию для покупки запчастей или полноценного ремонта машины, следует предварительно навести справки касательно возможности ремонта автомобиля конкретной марки и модели.
Практика 2022-2023 гг. показала, что наиболее дешево в Улан-Баторе обходятся ремонты японских машин Тоyota Prius, оснащенных гибридными двигателями.
Эксперты объясняют это тем, что в Монголию таких машин было завезено несколько сотен тысяч, а многие из них сразу или после нескольких лет эксплуатации сдаются на авторазборку.
Кроме того, специалисты местных автосервисов имеют большой опыт работы с этими «японками», поэтому способны очень быстро поменять и двигатель, и кузов, «сохранив» им родные номера для беспроблемного возвращения автомобиля на территорию России.
В приграничных районах также процветает деятельность челноков, готовых за вознаграждение перевезти из Монголии в Россию в 2023 году какие-либо запчасти. Их услуги востребованы предприимчивыми лицами, занимающимися поставками деталей в крупных объемах, поскольку таможенные органы руководствуются правилами провоза продукции «для личных нужд», что накладывает некоторые ограничения на количество запчастей, перевозимых одним лицом.
Растаможка авто из Монголии в 2023 году
Россиянину, планирующему пригнать автомобиль из Монголии, придется столкнуться с аналогичными правилами ввоза машины, как если бы он перегонял ее из Японии, Южной Кореи или Китая.
Это подразумевает уплату всех обязательных таможенных платежей, включая пошлину, а с 1 августа 2023 года – еще и рассчитываемый по новым ставкам утилизационный сбор.
Если учесть, что наиболее привлекательные варианты покупки «свежего» б/у автомобиля связаны с техникой из Японии, как самой распространенной в Монголии, то им всегда есть более простая и, чаще всего, более выгодная альтернатива: отправиться в российский Владивосток и брать «японку» оттуда.
Второй нюанс: Монголия не используется перегонщиками в качестве популярного хаба, поэтому в приграничье тяжело, а чаще всего просто невозможно найти центры или лаборатории, которые могут сделать Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Из-за этого подрядчиков придется искать уже в России, что приводит к дополнительным временным и материальным издержкам.
Наконец, придется учитывать и фактор цены. Даже при текущей, весьма сложной ситуации на российском автомобильном рынке, в Монголии не наблюдается ажиотажа, а жители Бурятии и близлежащих регионов массово не покупают монгольские машины.
Это может говорить лишь о том, что реальной экономии на такой покупке в большинстве случаев извлечь не удается. Исключения, когда удается найти машину в хорошем техническом состоянии и по хорошей цене, остаются, но они лишь подтверждают основное правило: пригнать авто из Монголии в Россию дешевле, чем напрямую из Японии или Китая, не получится.
Реальный пример покупки авто в Монголии (все расходы + растаможка)
При ввозе авто из Монголии наиболее весомой статьей затрат, не считая стоимости автомобиля, становится растаможка. Если ввозимая машина имеет возраст до 3 лет, то платеж составит минимум 48% стоимости автомобиля.
«Проходными» вариантами будет считаться техника, имеющая возраст 3-5 лет – тогда придется платить от 1,5 до 3,6 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя. Для машин старше 5 лет тарифы будут выше: от 3,0 до 5,7 евро за каждый «кубик».
Следовательно, наиболее выгодным вариантом потенциально станет 3-5-летнее авто с относительно небольшим объемом
двигателя:
- до 1000 куб. см. – 1,5 евро за каждый 1 куб. см;
- от 1000 до 1500 куб. см. – 1,7 евро;
- от 1500 до 1800 куб. см. – 2,5 евро;
- от 1800 до 2300 куб. см. – 2,7 евро;
- от 2300 до 3000 куб. см. – 3,0 евро;
- от 3000 куб. см. – 3,6 евро.
В числе обязательных платежей окажется и таможенный сбор – это от 775 до 30000 рублей в зависимости от таможенной стоимости авто.
Еще один пункт – утилизационный сбор, правила уплаты которого с 1 августа 2023 года поменялись. Они стали более жесткими и предполагают значительное увеличение размера платежа при условии, что перегонщик приобретает авто на перепродажу (продает в течение 12 месяцев после растаможки или ввозит уже второй либо последующий по счету автомобиль в календарный год). В этом случае ему придется оплачивать утилизационный сбор наравне с юрлицами.
Те же увеличенные расценки будут действовать, если пригоняемое авто имеет двигатель рабочим объемом более 3 литров.
Примеры растаможки
В Монголии приобретается Тойота Приус 55 2016 г. в., ввезенный из Японии в 2021 году. Авто имеет правый руль и гибридную трансмиссию мощностью 98 л. с. Рабочий объем двигателя 1.8 литра.
Минимальная цена такого лифтбека на сайте объявлений – 30 миллионов монгольских тугриков или, в пересчете на российскую валюту – 840 тысяч рублей.
Обязательные таможенные платежи:
- сбор за таможенное оформление – 3100 рублей (авто стоимостью 0,45-1,2 млн. рублей);
- утилизационный сбор – 5200 рублей (авто старше 3 лет – при условии, что авто ввозит физлицо для своих нужд);
- таможенная пошлина – 670000 рублей (3,5 евро * 1800 куб. см. = 6300 евро).
Итого таможенные платежи составят около 678 300 рублей, что увеличит цену покупки авто до 1518300 рублей. К этому придется добавить расходы на получение СБКТС, оформление ПТС, получение госномеров, а также издержки, связанные с поездкой в Монголию либо оплатой услуг посредников. Для сравнения, предложения аналогичных автомобилей на сайте auto.ru начинаются от 1,6 миллиона рублей.
Что касается машин более высокого ценового сегмента, то и здесь монгольский рынок не спешит радовать выгодными предложениями. Пример: внедорожник Тойота Ленд Крузер 200 2019 г. в. с левым расположением руля и 4.6-литровым бензиновым двигателем мощностью 309 л. с. продается по цене от 245 млн. тугриков или за 6,8 миллиона рублей без учета растаможки.
Такое же авто предлагается на российском рынке по цене от 8,7 миллиона, тогда как только на утилизационный сбор по новым ставкам для машин с двигателем объемом более 3 литров придется отдать 1235000 рублей. Растаможка такой машины будет рассчитываться из тарифа 3,6 евро за «кубик», что еще добавит к цене пригона 16560 тысяч евро или чуть более 1,7 миллиона рублей. Итого: более 9,7 млн. без учета косвенных накладных расходов.