В странах Европы и США почти треть всех новых автомобилей физическими лицами приобретается в лизинг. В России этот показатель находится на уровне всего 3%, хотя саму возможность оформить лизинговый договор на покупку машины предлагают многие отечественные компании. Они готовы выступить в роли посредника: купить выбранный клиентом автомобиль, после чего предоставить его в аренду, как правило, с возможностью выкупа.
Редакция GT-News.ru подготовила большой материал о покупке автомобиля в лизинг в 2023 году, а именно о условиях покупки для ИП, юр лиц и физ лиз, а также о преимуществах и недостатках, а также основные отличия лизинга от автокредита.
Что такое лизинг, и чем он от отличается от кредита?
Кредит является банковским займом, который оформляется на кредитополучателя. Приобретаемый в кредит автомобиль сразу становится собственностью покупателя, но по условиям кредитного договора передается в залог банку.
Если кредитополучатель не рассчитается с выставленным долгом, банк имеет законное право стать собственником этого залогового имущества.
Под покупкой автомобиля в лизинг понимается финансовая аренда, где лизинговая компания покупает автомобиль, становится его собственником, после чего сдает его в аренду лизингополучателю. При этом последний может стать полноправным собственником транспортного средства сразу после уплаты всех лизинговых платежей (если это подразумевают условия лизингового договора).
Что выгоднее – лизинг или автокредит?
По своей сути, и лизинг, и автокредит являются услугами, на которых зарабатывают соответственно лизинговые компании и банки.
Чтобы привлечь клиентов, они стараются предоставить информацию, которая бы подчеркивала преимущества непосредственно их финансового продукта.
Именно по этой причине в публикуемых рекламных материалах часто можно встретить противоречащие друг другу утверждения: «наш автокредит выгоднее лизинга» и «наши условия по лизингу выгоднее любого автокредита».
Разобраться с тем, что, действительно, позволит сэкономить конечному покупателю автомобиля, можно только при скрупулезном изучении и сравнении условий двух конкретных предложений – кредита с точно рассчитанными размерами платежей и итоговой суммой переплаты, а также лизинга, где тоже придется подсчитать общие расходы покупателя авто по лизинговому договору и, что крайне важно – определиться с дальнейшей судьбой автомобиля.
Для справки: одна из крупнейших российских лизинговых компаний на протяжении многих лет предлагает лизинг, который «обходится втрое дешевле, чем автокредит». И, правда, ежемесячные платежи по предлагаемому лизинговому договору при сравнении с банковским кредитом, выданным на такой же срок, оказываются в 3 раза ниже.
Однако по условиям такой сделки по окончании срока действия лизингового договора транспортное средство возвращается в собственность лизингодателя. Тем самым, лизингополучатель фактически оплачивает долговременный прокат машины, что делает сравнение такого лизинга с автокредитом, где машина остается в собственности покупателя, не совсем корректным.
Чтобы понять, какой именно вид покупки авто окажется более выгодным с точки зрения финансовых расходов конечного покупателя, следует принять во внимание следующие основные аспекты кредитной и лизинговой сделки:
- Сумма первоначального взноса. Очевидно, что чем она больше, тем меньше размер ежемесячных платежей. При этом условия банков и лизинговых компаний регулярно меняются: где-то первоначальный взнос обязательно должен составлять от 10 до 50%, в других случаях такой взнос является добровольным условием, в третьих – и кредит, и лизинг оформляются только без первоначального взноса и на четко установленный срок без возможности досрочного погашения.
- Период действия договора. Эта «переменная» необходима для расчета итоговой суммы переплаты. Вместе с тем, обычно, чем меньше срок, тем более выгодным оказываются условия для покупателя авто, поскольку тем самым кредитная организация уменьшается свои риски столкнуться с не возвратом средств.
- Процентная ставка. Данный показатель активно используется маркетологами, пытающимися привлечь внимание потенциальных клиентов «низкими процентами». Но, в конечном итоге, реальный процент переплаты может оказаться гораздо выше, чем заявленный изначально. Например, банк может включить в ежемесячный платеж фиксированную сумму «страховки», либо брать комиссии за осуществление платежей, а лизинговая компания – взимать крупные штрафы за нарушения условий договора, просрочку платежей и т. д.
Лизинг для ИП и юрлиц
Покупке транспортных средств на условиях лизинга чаще всего отдают предпочтение индивидуальные предприниматели и юридические лица. Это объясняется целым рядом причин:
- Техника приобретается с целью коммерческого использования. Тем самым она помогает зарабатывать, а значит, окупает себя в процессе эксплуатации. Лизинг позволяет субъектам хозяйствования приобретать не только легковые или грузовые машины, но и современную спецтехнику, которая зачастую просто не по карману относительно небольшим компаниям. Причем, именно здесь часто применяется возвратный лизинг, при котором выкуп техники не производится, и она остается в собственности у лизингодателя. Одним из преимуществ такой долгосрочной аренды становится то, что машина активно эксплуатируется и вырабатывает свой основной ресурс, находясь в пользовании лизингополучателя.
- Сохранение оборотных средств. Пользуясь лизингом при покупке техники, юридические лица получают возможность не забирать большую сумму из собственных оборотных средств, которые всегда полезны для ведения и расширения своей коммерческой деятельности.
- Возможность возмещения НДС, если выручка организации либо ИП относительно невелика, а используемым налоговым режимом является ОСНО (общая система налогообложения).
- Возможность избавиться от техники за ненадобностью. Когда транспортное средство оказывается ненужным, можно расторгнуть лизинговый договор и вернуть машину лизингодателю. Например, если спецтехника бралась в лизинг специально на срок строительства объекта.
- Корпоративные скидки на технику. Это, пожалуй, одна из основных причин, по которой юридические лица активно прибегают к практике покупки автомобилей в лизинг. Чем больше единиц техники организация заказывает в лизинговой компании, тем более привлекательными становятся условия по договорам (примеры – службы такси, каршеринга, курьерской доставки). Здесь же и различные бонусы, к примеру, получение машин в лизинг без первоначального взноса либо предоставление бесплатного технического обслуживания на весь срок лизингового договора.
- Возможность составления сезонного графика платежей. Если бизнес зарабатывает только в определенное время года (строительная компания летом имеет больше заказов), то всегда можно договориться в какой-то период платить меньше, чем в другой.
Для справки: многие специалисты называют преимуществом лизинга для юрлиц отсутствие обязательств по уплате налога на имущества и транспортного налога. В первом случае данное утверждение справедливо, поскольку пока техника находится в лизинге, ее собственником остается компания-лизингодатель. Но применительно к транспортному налогу все не так однозначно, поскольку этот платеж лизинговые компании часто вносят в сумму общих платежей лизингополучателя.
Каковы минусы лизинга для юрлиц?
Не всякому бизнесу условия покупки техники в лизинг окажутся выгодными или удобными. Так, в очень редких случаях лизингодатель соглашается на досрочное погашение всех платежей либо короткий срок возвратного лизинга (на таком клиенте он ничего не заработает). Среди прочих минусов:
- Авансовый платеж, который по условиям договора может требоваться в размере до 50% от стоимости автомобиля.
- Обязательное страхование, которое лизингодатель осуществляет сам, либо по условиям договора обязывает делать это в «своей» страховой компании. Расходы на страховку несет лизингополучатель.
- Высокие риски лишиться техники за неуплату или просрочку платежей, причем, без каких-либо компенсаций или частичного возврата уже внесенных платежей. Тот же результат теоретически возможен, если лизинговая компания банкротится, и ее имущество, в том числе лизинговые автомобили, начинают продаваться «с молотка».
Лизинг для физического лица в 2023 году
Все плюсы и минусы лизинга для юридических лиц можно экстраполировать и на лизинговые сделки, которые заключаются при участии физических лиц. Тем не менее, здесь есть некоторые специфические нюансы, которые могут сделать лизинг более привлекательным по сравнению с банковским автокредитом:
- Заявки на оформление автомобилей в лизинг рассматриваются быстрее, а требования к покупателям предъявляются менее строгие.
- Первоначальный взнос за технику для физлиц обычно ниже – от 10%.
- Возможность самому выбирать размер авансового платежа и срок действия лизингового договора, что помогает «отрегулировать» размер ежемесячных выплат.
- Часто условиями лизинговых договоров является предоставление бесплатного или льготного технического сервиса (нельзя забывать, что на срок действия договора автомобиль остается собственностью лизингодателя).
В числе минусов лизинга для физлиц – все те же факторы, касающиеся строгих требований по соблюдению графика платежей, высокие проценты неустоек и штрафов, а также риски лишиться автомобиля, оказавшись в состоянии собственной неплатежеспособности, либо столкнувшись с банкротством лизинговой компании. Но есть еще один аспект, который часто называют главной причиной непопулярности лизинга среди физлиц, по крайней мере, в России. Это отсутствие культуры аренды автомобилей. Покупать машину, зная, что все время, пока осуществляются платежи, она по закону будет являться собственностью лизингодателя, морально готовы не все рядовые покупатели. Как не готовы и бережно относиться к «чужой» технике, своевременно ее обслуживать и т. д. Тут же будут обнаруживаться и другие неудобства, например, чтобы доукомплектовать машину, приобретенную в лизинг, придется согласовывать эти действия с лизинговой компанией, так как это ее имущество.
Выводы
Выбирая между лизингом и автокредитом, делать какие-то выводы о выгодности того или иного варианта можно только после внимательного изучения всех условий каждой сделки. Корректное сравнение предложений будет только в том случае, если лизинг является невозвратным, т. е. когда автомобиль передается в собственность покупателю (выкупается им по остаточной стоимости).
Особое внимание нужно уделить договору. К слову, типовой договор лизинга может иметь несколько десятков страниц, и это должно натолкнуть покупателя на соответствующие выводы: лизингодатели тщательно прописывают все аспекты соглашения, и их количество достаточно велико. Тем не менее, любой имеет право соглашаться с условиями, или требовать поменять их, если такие условия не устраивают.