Покупка и “растаможка” электромобилей в России в 2023 году: расчет стоимости, подробная процедура, все нюансы и советы

Электромобили в России 2023

В 2023 году, чтобы пройти полную таможенную очистку электромобиля при ввозе в Россию нужно совершить следующие платежи:

  • Оплатить таможенную пошлину в размере 15% от стоимости электромобиля
  • Утилизационный сбор
  • Акциз
  • Таможенные сборы
  • Оплатить НДС (20% от аукционной стоимости + 500 долларов)

Тогда как, до 2022 года действовало послабление в виде отмены пошлины (15% от стоимости) при ввозе электромобиля в Россию.

В 2023 году актуальность покупки и дальнейшей “растаможки” электромобиля в России только выросла. Ведь из-за кризиса начавшегося в феврале прошлого года в стране образовался острый дефицит автомобилей, а цены выросли в несколько раз, на этом фоне покупка автомобиля или электромобиля из-за рубежа будет неплохим вариантом.

Редакция GT-News.ru полностью разобралась с вопросом покупки электромобиля и “растаможки” его в России в 2023 году. Мы собрали всю подробную информацию о всех нюансах которые могут возникнуть, а также привели несколько конкретных примеров.

Растаможка электромобилей в 2023 году в России (снова нужно платить пошлину)




С 1 января 2022 года в России перестала действовать нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на электромобили, что вернуло существовавшую ранее практику взимания 15-процентного платежа при растаможке транспортных средств с электрическими двигателями.

Отмена льготы произошла сразу во всех странах-членах ТС/ЕАЭС, но уже в марте того же года все государства, кроме России, решили продлить действие программы.

На этот раз были задействованы внутренние законодательные инструменты: в Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии заработали отдельные нормативные акты, которые разрешили гражданам этих стран беспошлинно ввозить новые и б/у электрокары.

К слову, отдельным условием такого послабления стал запрет на «передачу прав владения, пользования и распоряжения электрическим ТС лицам, которые имеют гражданство или постоянно проживают в Российской Федерации».

Нулевые пошлины на ввоз в Россию электромобилей действовали в течение трех периодов:

  • 1 февраля 2014 года – 31 декабря 2015 года,
  • 2 сентября 2016 года – сентябрь 2017 года,
  • 4 мая 2020 года – 31 декабря 2021 года.

По мнению самих же чиновников, каких-либо значимых результатов данная льгота добиться не позволила: количество ввозимых электрокаров в годовом исчислении измерялось несколькими тысячами, да и сами машины оказывались преимущественно б/у автомобилями с не самыми лучшими (устаревшими) характеристиками.

Параллельно напоминала о себе проблема отсутствия в стране соответствующей зарядной инфраструктуры, а финальным доводом к окончательному отказу от льготной растаможки стало решение федеральных властей начать освоение в России собственного производства электрокаров.

Согласно официальным данным, в Минэкономразвития запланировали до 2030 года потратить на развитие отечественного электротранспорта 418 млрд. руб.

Этот факт также объясняет логику возврата пошлин, поскольку они нисколько не способствовали бы продажам собственной техники и не побуждали бы инвесторов вкладываться в производство батарейных машин.

Таким образом, в 2023 году растаможка ввозимых в Россию электромобилей будет производиться по правилам, которые действовали до введения нулевых пошлин – с уплатой 15% от стоимости электрокара и внесением нескольких дополнительных таможенных платежей.

Стоимость растаможки электромобиля в 2023 году

Таможенная «очистка» импортного автомобиля с электрическим двигателем, осуществляемая при его ввозе на территорию РФ, в 2023 году будет требовать уплаты суммы, в которую войдут сразу пять обязательных платежей:

  1. Утилизационный сбор.
  2. Таможенный сбор.
  3. Таможенная пошлина.
  4. Акциз.
  5. Налог на добавленную стоимость (НДС).

Утилизационный сбор

Он взимается с любых автомобилей, которые ввозятся на территорию Россию, независимо от того, требуется ли в отношении них уплата таможенной пошлины.

Ставки утилизационного сбора являются фиксированными и устанавливаются специальным Постановлением Правительства РФ. В 2023 году на легковые автомобили они составляют:

  • 3400 рублей – если машина имеет возраст 0-3 года и ввозится физлицом;
  • 5200 рублей – если машина имеет возраст старше 3 лет и ввозится физлицом;
  • 32600 рублей – если авто возрастом 0-3 года ввозится юрлицом;
  • 122000 рублей – если авто возрастом старше 3 лет ввозится юрлицом.

Таможенный сбор (плата за таможенное оформление)

Взимается согласно Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 года и требует оплаты фиксированной суммы, зависящей от декларируемой стоимости электромобиля:

  • до 0,20 млн. руб. – 775 рублей;
  • 0,20-0,45 млн. руб. – 1550 рублей;
  • 0,45-1,2 млн. руб. – 3100 рублей;
  • 1,2-2,7 млн. руб. – 8530 рублей;
  • 2,7-4,2 млн. руб. – 12000 рублей;
  • 4,2-5,5 млн. руб. – 15500 рублей;
  • 5,5-7,0 млн. руб. – 20000 рублей;
  • 7,0-8,0 млн. руб. – 23000 рублей;
  • 8,0-9,0 млн. руб. – 25000 рублей;
  • 9,0-10,0 млн. руб. – 27000 рублей;
  • более 10,0 млн. руб. – 30000 рублей.

Таможенная пошлина

После отмены в начале 2022 года действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на машины с электрическими двигателями, товарная номенклатура ВЭД ЕАЭС вернулась к прежней редакции, где в отношении продукции ТН ВЭД 8703800002 (электромобили) снова появилась ставка в размере 15%.

Соответственно, при заявленной стоимости авто в 1 млн. руб. данный платеж составит 150 тыс. руб. и т. д.

Акциз

Еще один платеж, который взимается при ввозе в РФ электромобилей мощностью более 67,5 кВт (90 лошадиных сил). К слову, ставки акциза ежегодно пересматриваются, а с 1 января 2023 года они составляют (в зависимости от мощности агрегата):

  • 67,5 кВт (90 л. с.) – 112,5 кВт (150 л. с.) – акциз составляет 55 рублей за каждые 0,75 кВт (1 л. с.);
  • 112,5 кВт (150 л. с.) – 150 кВт (200 л. с.) – акциз составляет 531 рубль за каждые 0,75 кВт (1 л. с.);
  • 150 кВт (200 л. с.) – 225 кВт (300 л. с.) – акциз составляет 869 рублей за каждые 0,75 кВт (1 л. с.);
  • 225 кВт (300 л. с.) – 300 кВт (400 л. с.) – акциз составляет 1482 рубля за каждые 0,75 кВт (1 л. с.);
  • 300 кВт (400 л. с.) – 375 кВт (500 л. с.) – акциз составляет 1534 рубля за каждые 0,75 кВт (1 л. с.);
  • более 375 кВт (500 л. с.) – акциз составляет 1584 рубля за каждые 0,75 кВт (1 л. с.)

Для примера: если растамаживается электромобиль мощностью 225 кВт (300 л. с.), подлежащий уплате акциз составит 869*300=260700 рублей.

Налог на добавленную стоимость

Ставка НДС в отношении импортируемых автомобилей составляет 20%. Базой для расчета величины НДС выступает сумма, в которую входит таможенная пошлина, утилизационный сбор и акциз.

Примеры расчета суммы растаможки электромобиля в 2023 году

Пример №1: в РФ из Японии физлицом ввозится пятидверный электрический хэтчбек Mitsubishi i-MiEV 2013 года, мощность двигателя – 49 кВт (67 л. с.), стоимость автомобиля – 455 000 JPY (244700 рублей).

  • утилизационный сбор – 5200 рублей;
  • таможенный сбор – 1550 рублей;
  • таможенная пошлина – 244700*0,15 = 36705 рублей;
  • акциз – не уплачивается;
  • налог на добавленную стоимость – (5200+36705)*0,2 = 8381 рублей.

Расчет растаможки: 5200+1550+36705+8381 = 51836 рублей.

Пример №2: в РФ из Европы физлицом ввозится электромобиль BWM I3 Electro 2017 года, мощность двигателя – 75 кВт (102 л. с.), стоимость автомобиля – 18900 евро (1,43 млн. рублей).

  • утилизационный сбор – 5200 рублей;
  • таможенный сбор – 8530 рублей;
  • таможенная пошлина – 1430000*0,15 = 214500 рублей;
  • акциз – 55*102 = 5610 рублей;
  • налог на добавленную стоимость – (5200+214500+5610)*0,2 = 45062 рублей.

Расчет растаможки: 5200+8530+214500+5610+45062 = 278902 рубля.

Подробная процедура растаможки электромобиля (для личного пользования)

Растаможка электромобиля включает в себя несколько основных этапов, и на каждом из них очень важно позаботиться о правильности оформления документации, которая будет предъявляться таможенным инспекторам, а затем и сотрудникам органов государственной инспекции при постановке машины на российский учет.


Внесение залога. Прежде чем автомобиль будет пересекать границу и растамаживаться, его собственнику надлежит внести залог или т. н. таможенный депозит.

Это рекомендуется делать за 2-3 дня до прибытия на таможню, а сумму залога стоит рассчитать с запасом, дабы впоследствии не тратить время на оформление доплаты (лишние деньги затем будут возвращены). После того, как средства поступают на счет таможни, плательщик получает соответствующую таможенную расписку. При внесении залога потребуется предоставить личный паспорт, техпаспорт ТС и два заявления – одно на уплату пошлины, другое – о дате предполагаемого пересечения границы.

Пересечение границы. При въезде на пропускной пункт необходимо предъявить те же документы плюс таможенную расписку. После этого лицу, передвигающемуся на ввозимом авто, вручается пропуск в таможенную зону. Уже в ней собственник машины заполняет таможенную декларацию, куда вносит сведения о себе и ввозимом имуществе. Затем он предоставляет инспекторам имеющиеся документы, а также обеспечивает доступ к транспортному средству для осмотра.

По результатам его проведения и проверки бумаг ввозимому «товару» присваивается код по номенклатуре ТН ВЭД ТС (для электромобилей это ТН ВЭД 8703800002). Далее транспорт помещается на специальную площадку либо в бокс на время, пока собственник будет заниматься растаможкой.

Оплата таможенных платежей. После получения кода по номенклатуре ТН ВЭД ТС все документы с отметками о прохождении осмотра авто передаются в отдел таможенного оформления. Там проверяется стоимость транспортного средства по заявлению владельца, изучаются дополнительные сведения о расходах владельца, подтверждается размер авансового платежа.

Далее в отделе оформляется таможенная квитанция, требуемая для оплаты таможенных платежей в рамках растаможки авто, а заявитель пишет заявление с просьбой использовать средства залога в счет растаможки. В идеале – необходимая сумма должна покрываться уже сделанным таможенным депозитом (лишние средства будут возвращены на указанные заявителем реквизиты). После окончания таможенной процедуры собственник авто получает документы на ввоз автомобиля в Россию. Потом нужно оформить  ЭПТС. 



Постановка автомобиля на учет в ГИБДД. По прибытии в отделение государственной инспекции необходимо предоставить для осмотра сам автомобиль и пакет документов, куда должны войти:

  • заявление о постановке машины на учет;
  • паспорт собственника ТС;
  • таможенный ордер;
  • инвойс (договор купли-продажи);
  • действующий страховой полис;
  • квитанция об уплате госпошлины за регистрацию авто.

Процедура регистрации электромобиля в 2023 году в ГИБДД и получения госномеров ничем не отличается от аналогичной процедуры для любых других транспортных средств, которыми владеют физические лица, поэтому предоставления никаких других документов, в том числе технических, она не потребует.

 

GT-NEWS рекомендует:
07 декабря 2023
Китайские электромобили 2024 в России (все новинки): Chery, Zeekr, Ora, AVATR, Xiaomi, Exlantix. Марки и цены
Haval H5 2023
09 ноября 2023
Китайские внедорожники 2024 в России: M-HERO, Oting Paladin, Tank 400, Haval H5 и другие новинки. Модельный ряд и цены
Livan X3 Pro
31 октября 2023
Самые дешевые китайские автомобили в 2024 году на российском рынке: кроссоверы, седаны и электромобили
20 октября 2023
Новые внедорожники 2024 в России: китайские, российские и мировые новинки (Tank, Haval, УАЗ, Toyota, BAIC). Цены и дата выхода
09 октября 2023
Китайские кроссоверы 2024 года в России: все новинки которые появятся на рынке (дата выхода и цены)
04 октября 2023
Новые электромобили 2024 в России: все новинки которые появятся на рынке
02 октября 2023
Новинки авто 2024 года: российские, китайские и мировые модели которые скоро появятся на рынке
06 сентября 2023
Покупка авто в Абхазии в 2023 году (и последующая растаможка в России): все нюансы, риски и расчет на реальном примере
Покупка авто в Грузии 2023
05 сентября 2023
Покупка авто в Грузии для России в 2023 году (и последующая растаможка): расчет стоимости на реальном примере, площадки (рынки и сайты), а также плюсы и минусы
Главный редактор GT-NEWS, автомобильный журналист, обозреватель новостей, автор множества статей на тему автоспорта, тюнинга, истории и автокультуры. Выпускник университета МГТУ "Станкин".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top