Растаможка и покупка праворульных авто в Японии для России в 2022 году

Растаможка и покупка праворульных авто в Японии для России в 2022 году: все нюансы

В 2021 году в России было зарегистрировано чуть более 4 миллионов легковых автомобилей, имеющих правое расположение руля. Тогда их количество составляло около 8% всего автопарка в России, но тенденции 2022-го указывают на то, что эти цифры заметно увеличатся в большую сторону.

Из-за серьезного кризиса, в котором оказался российский автомобильный рынок в 2022 году, равно как и из-за весьма нескромных аппетитов все еще продолжающих работать автодилеров, население страны все чаще смотрит в сторону «частного импорта» и с интересом изучает варианты «пригона» машины из-за границы.

На этом фоне заметно активизировались поставки машин из Японии – страны, которая и до настоящего времени стабильно снабжала восточную часть России праворульными автомобилями. Для справки, такая техника в Приморском крае составляет 83% всех легковых машин, а в целом по всему Дальнему Востоку эта цифра достигает 50%.

Редакция GT-News.ru подготовила подробный материал о покупке праворульных автомобилей из Японии в 2022 году: все нюансы о приобретении и растаможки, преимущества и минусы, а также прохождения техосмотра и все трудности с учетом праворульных машин в России. 



Нововведения в законодательстве в 2022 году для праворульных авто

С 1 ноября 2022 года в России начали действовать поправки в правила ввоза праворульных машин из азиатских стран, которые привели к двум основным изменениям:

  1. Начиная с этой даты, владивостокская таможня начала обслуживать весь дальневосточный регион, позволяя его жителям оформлять на себя автомобили с правым рулем для личного пользования (ранее – только Приморский край).
  2. Присутствовать владельцу такого автомобиля на таможне лично в момент оформления транспортного средства уже не нужно. Это касается местных жителей, тогда как покупателям, проживающим за пределами Дальнего Востока, все же придется подтверждать свое пребывание во Владивостоке при таможенном оформлении авто (Приказ Минфина № 121н от 12.08.2022 г.) Если же физлицо приобретает машину через таможенного представителя, личная явка в таможню не понадобится.

Покупка авто в Японии: плюсы и минусы

Минивэн Honda StepWGN Spada (2017) продающийся исключительно на родном японском рынке:

Японский авторынок имеет свои особенности и, прежде всего, в 99,9% случаев он предлагает праворульные машины. Для большинства российских автолюбителей, никогда не имевших опыта вождения подобных автомобилей на дорогах с правосторонним движением, это становится главным минусом: как минимум, нахождение водителя справа затрудняет осуществление безопасного обгона.

Тем не менее, в России нет запрета на эксплуатацию таких машин по дорогам общего пользования, а учитывая опыт дальневосточных регионов, многие согласны мириться с таким «неудобством», получая взамен несколько важных преимуществ.

Что можно назвать очевидными плюсами покупки автомобиля из Японии?

  • Достойное техническое состояние машин. В подавляющем большинстве случаев японцы выставляют на вторичный рынок автомобили, которые очень хорошо и своевременно обслуживались с использованием оригинальных расходников. Большую роль в сохранении техникой отличного состояния играют японские дороги – они везде идеально ровные и чистые. Конечно, среди огромной массы прибывающих в Россию из Японии б/у автомобилей есть и весьма запущенные машины, и откровенный «утиль», но это сразу будет отражаться на цене, а значит, риски купить дорогого «кота в мешке» здесь минимальны.
  • Большой выбор. Для родного рынка японцы выпускают множество оригинальных автомобилей которые не экспортируются на внешние рынки, например, компактные кей-кары или минивэны во все возможных модификациях. Вообщем на японском рынке очень широкий ассортимент автомобилей, чтобы это проверить достаточно зайти на любой официальный сайт японского автопроизводителя (например Honda – https://www.honda.co.jp/). 
  • Безопасность покупки – авто из Японии точно не будет находиться в розыске, угоне или залоге. При этом российский покупатель станет первым владельцем такой техники по ПТС, что, опять-таки, сохраняет хорошие шансы на ее выгодную перепродажу. 
  • Цены – праворульная машина из Японии гарантированно обойдется дешевле, чем такая же, но с левым рулем. Однако сэкономить очень много не получится, поскольку в Стране восходящего солнца цены на технику, находящуюся в отличном состоянии, остаются высокими. Вопрос лишь в том, что в самой России аналогичные транспортные средства продаются с огромными накрутками – дилерскими и «гражданскими», которые, впрочем, вполне оправданы плачевным состоянием отечественного автомобильного рынка.

Для справки: действующее российское законодательство запрещает ввозить в страну некоторые категории машин с правым рулем. В данном списке – транспортные средства категории М2 и М3, то есть пассажирские автобусы, микроавтобусы и строительную спецтехнику, а также любые праворульные грузовики.



Что же, кроме правого руля, можно отнести к минусам перегона автомобиля из Японии? Для жителей центральной и европейской части страны это, разумеется, сложная логистика, которая сильно увеличивает сроки доставки машин.

Иногда это растягивается на месяцы, начиная с момента покупки транспортного средства на японском аукционе, но во Владивостоке находится развитый рынок посреднических услуг, где при обращении в специализированную компанию всегда можно получить помощь в построении оптимальной логистической цепочки.

Еще одним минусом приобретения автомобиля из Японии может оказаться нестабильный курс валют. Очень важно заранее просчитать все расходы, после чего останется уповать на то, что курс иены или доллара не будет сильно варьироваться.

Кроме того, платеж за авто потребует поиска способа сделать перевод. Учитывая, что многие российские банки находятся под санкциями, которые только расширяются, действенный сегодня способ уже завтра может оказаться бесполезным. И снова оптимальным выходом в такой ситуации может оказаться помощь посредника, который находится во Владивостоке.

Покупка и постановка на учет праворульных авто в 2022 году

Итак, вы нашли на японском аукционе подходящий вариант и стали победителем торгов, либо иным другим способом подобрали для покупки машину, находящуюся в Японии. Следующий этап – получение инвойса (международный счет на оплату), который необходимо оплатить (иногда продавцы допускают платежи не только в йенах, но и в долларах).

Также в пришедшем счете будет находиться пункт, означающий косвенные расходы, куда войдет комиссия компании, которая заберет авто с аукциона или иного места и доставит его в порт. Разумеется, чем дальше от порта находится продавец или аукцион, тем большей окажется данная сумма.

По прибытии автомобиля во Владивосток он попадает на склад временного хранения (СВХ). За нахождение техники там придется платить, равно как и за превышение периода такой стоянки (5 дней). За это время необходимо провести таможенную очистку транспортного средства и оформить Свидетельство о безопасности его конструкции (СБКТС).

Получить СБКТС можно в специальной лаборатории, куда следует доставить машину автовозом либо на собственном ходу. Сама же проверка будет схожа с прохождением техосмотра, после чего специалисты оформят Свидетельство, с которым можно писать заявление на оформление ПТС.

Постановка на учет

Главное условие постановки на учет праворульного автомобиля – наличие СБКТС. Проблема в том, что в аккредитованной лаборатории, которая будет проводить технический осмотр авто, помимо наличия необходимой маркировки (в том числе на шинах), присутствия всех технических жидкостей, корректной работы тормозов и т. д., будет проверяться направление светового пучка головной оптики.

Праворульные машины рассчитаны на левостороннее движение, поэтому их фары светят «прямо и влево». Это будет фиксироваться при прохождении проверки как «неправильная настройка световых приборов», что также не позволит праворульной машине пройти в России техосмотр.

Лучший выход из ситуации – перенастроить оптику, если это возможно, исходя из ее конструкции, либо поставить на авто фары от аналогичной машины, но с левым рулем.

Поводом же отказать в постановке на учет праворульного авто в России может стать:

  • неполный комплект предъявленной документации,
  • неправильно заполненное заявление,
  • отсутствие маркировки деталей,
  • плохо читаемый или отсутствующий номер двигателя и кузова.
  • неоплаченный утилизационный сбор.




Для справки: весной 2022 года на фоне ажиотажа, связанного с покупками праворульных автомобилей, многие их владельцы столкнулись с проблемами в страховании своих машин.

Многие страховые компании попросту отказывали в оформлении ОСАГО, либо ставили условия – страховка без ограничений и обязательное страхование жизни. Со стороны Российского Союза Автостраховщиков сразу же последовала рекомендация автовладельцам: добиваться получения официального письменного отказа от страховщика и писать жалобы и в сам РСА, и в любые контрольно-надзорные органы.

Растаможка праворульных машин из Японии

Растаможка машин из Японии проводится по стандартной схеме: таможенную очистку или легализацию ввезенной из-за пределов РФ (ТС/ЕАЭС) техники можно провести путем уплаты целого ряда обязательных платежей. В их числе:

  • таможенная пошлина,
  • акциз,
  • НДС,
  • утилизационный сбор,
  • оплата услуг таможенного оформления.

Основной элемент формулы – это пошлина, которая является тем слагаемым, которое, в принципе, и будет определять выгоду приобретения автомобиля за границей.

В этом отношении в категорию «проходных» машин можно отнести технику возрастом 3-5 лет, поскольку на нее будут действовать наиболее низкие расценки, которые станут зависеть от объема двигателя: от 1,5 до 3,6 евро за каждый «кубик». В случае с новыми машинами и автомобилями возрастом до 3 лет пошлина будет составлять от 48% стоимости, указанной в инвойсе, т. е. как минимум, сразу удвоит цену авто.

Покупая машину старше 5 лет, тарифы за кубические сантиметры объема вырастают в 2 раза: от 3,0 до 5,7 евро за «кубик». При этом будут и прочие обязательные расходы: на утильсбор, НДС, оформление документов, получение СБКТС (а также плата за технические работы, которые позволят привести автомобиль в техсостояние, которое позволит проходить техосмотр).

Сюда же можно добавить траты на дорогу во Владивосток или услуги посредника, который заберет машину с СВХ, пройдет все необходимые процедуры и пригонит (привезет автовозом) ее конечному адресату. Уже на месте новый владелец тоже продолжит платить: 600 рублей за электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), 1400 рублей за регистрацию автомобиля в ГАИ и получение номерных знаков. Разумеется, все эти траты необходимо просчитать заранее, чтобы покупка авто из Японии обошлась выгодно и не потребовала неожиданных дополнительных расходов.

Праворульные машины, которые действительно выгодно привозить из Японии

За первую половину 2022 года количество праворульных автомобилей, прибывающих на таможню во Владивостоке, увеличилось по сравнению с таким же периодом прошлого года на 50%. Второе полугодие тоже обещает побить все рекорды, что может означать одно: спрос на машины из Японии стремительно растет, а значит, возить технику из Страны восходящего солнца выгодно.

На чем именно можно сэкономить больше всего – это проще всего узнать, оценив список самых популярных пригоняемых из Японии моделей. На сегодня в нем числятся:

  • Toyota Corolla (от 510 тысяч рублей);
  • Toyota Camry (около 1,4 млн. руб.);
  • Toyota RAV4 (1,8 млн. руб., гибрид – от 2,4 млн.);
  • Honda Fit (617 тыс. руб.);
  • Honda Stepwgn (1,3 млн. руб.);
  • Toyota Land Cruiser Prado (от 3 млн. руб.)

Примечательно, что среди пригоняемых из Японии машин есть и немецкие марки, правда, они также идут с правым рулем. Также в списке популярных моделей все чаще появляются кей-кары. К примеру, самым популярным автомобилем такого формата пока остается Daihatsu Move с двигателем 0,7 литра, который в версии 2018 года с учетом всех платежей и растаможки можно купить примерно за 675 тысяч рублей.

 




Метки: ,

Главный редактор GT-NEWS, автомобильный журналист, обозреватель новостей, автор множества статей на тему автоспорта, тюнинга, истории и автокультуры. Выпускник университета МГТУ "Станкин".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top