Техосмотр в 2023 году: подорожание и другие изменения

Техосмотр 2023

До 20 декабря 2022 года региональные власти всех субъектов РФ должны были утвердить новые тарифы на прохождение техосмотра с учетом обновленной методики расчета.

Она поменялась по причине многочисленных жалоб со стороны операторов ТО, которые указывали, прежде всего, на убыточность своей деятельности.

По их словам, текущие тарифы не индексировались многие годы, а инфляция и заметно выросшие издержки сделали себестоимость работ чрезмерно высокой. После длительных обсуждений проблемы чиновниками на федеральном уровне было принято решение пересмотреть расценки, учитывая при этом максимальное число критериев.

Как рассчитывается плата за техосмотр в 2023 году

Первым и основополагающим решением стало введение пограничных показателей – минимального и максимального тарифа для каждого субъекта.

Нижний порог при этом устанавливается законодательно: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) самостоятельно рассчитала минимально допустимый размер цены прохождения техосмотра для транспортных средств разной категории и довела его властям регионов.

С учетом инфляции, а также индексации средних показателей по стране были получены следующие цифры (это ориентировочные цены, в зависимости от региона они могут отличаться):

  • M1 (легковые автомобили) – 913 рублей.
  • M2 и M3 (автобусы и троллейбусы) – 1563 и 1888 рублей.
  • N1, N2 и N3 (грузовые автомобили) – 999, 1821 и 1966 рублей.
  • L1-L7 (мопеды, мотовелосипеды, мотоциклы, мотороллеры, трициклы, квадрициклы) – 321 рубль.
  • O1 и О2 (прицепы) – 753 рубля.
  • О3 и О4 (прицепы) – 1272 рубля.

Учитывая, что речь идет о минимальных тарифах, которые должны использоваться в новом 2023 году операторами техосмотра, уже такие цифры фактически обеспечивают заметное увеличение платы за прохождение ТО.

Например, в Краснодарском крае пройти техосмотр легкового авто (М1) в 2022 году можно было за 651 рубль, в Орловской области – за 300 рублей, в Москве – за 720 рублей, а вот в Амурской области почти вдвое дороже – за 1300 рублей.

Что касается верхней планки, то ее решили рассчитать индивидуально для каждого региона, для чего всем операторам субъекта было предложено отправить в ФАС свои собственные расчеты, где были бы указаны: общие доходы и расходы станции, расходы на оплату труда работников, размер арендных и коммунальных платежей, налоговые отчисления и т. д.

Затем на основе полученных данных региональные власти должны были бы рассчитать коэффициенты, учитывающие количество аккредитованных операторов, их плановую загрузку, особенности применяемой учетной политики (доходы/расходы), размеры косвенной прибыли, получаемой с сопутствующих услуг, оказываемых конкретной станцией.

Все это, по замыслу законодателей, должно было помочь определить максимальную цену прохождения техосмотра для каждого субъекта в отдельности, после чего операторам предоставлялась бы возможность устанавливать свои тарифы на уровне этой верхней планки, официально закрепленной региональными властями.

Для справки: рассчитанные тарифы должны официально фиксироваться в соответствующих нормативных документах, изданных на уровне субъекта, и действовать на протяжении года. Далее разрешается их пересматривать – пересчитывать с учетом инфляции и любых имеющих место издержек.

На сколько подорожает техосмотр в 2023 году?

Транспортный налог 2022



В «час икс», а именно 20 декабря, когда руководители регионов должны были предоставить свои расчеты по максимальной планке цены ТО, которая бы учитывала инфляцию и многие другие критерии, была зафиксирована необычная ситуация – подавляющее большинство субъектов подали сведения, в соответствии с которыми они «согласились» на минимально допустимый тариф.

Другими словами, региональные власти практически поголовно зафиксировали тарифы на том уровне, который федеральные власти обозначили в качестве нижней планки.

Так поступили в Алтайском крае, где цена техосмотра соответственно выросла с 552 до 913 рублей, в Республике Саха (Якутия), где увеличение составило с 807-ми до 913 рублей, а также в Москве, Мордовии, Псковской области,

Ставропольском крае и еще нескольких десятках регионов, где отныне пройти техосмотр легкового автомобиля категории М1 можно будет за 913 рублей.

Но были и те субъекты, что более ответственно подошли к расчету стоимости услуги по проведению ТО. Рекордсменом стал Санкт-Петербург, где техосмотр легкового авто в 2023 году будет стоить 1543 рубля (ранее – 881 рубль). Среди прочих «ответственных» субъектов:

  • Ленинградская область – увеличение с 990 до 1073 рубля.
  • Амурская область – с 1300 до 1401 рубль.
  • Московская область – с 710 до 940 рублей.
  • Сахалинская область – с 1200 до 1320 рублей.
  • Камчатский край — с 840 до 1330 рублей.

Соответствующим образом эти регионы рассчитали и тарифы по прохождению ТО транспортными средствами иных категорий.

Что говорят операторы?

Разумеется, представители отрасли в лице многочисленных операторов техосмотра остались крайне недовольными принятыми региональными властями решениями.

Часть из них заявляет, что собирается обращаться к чиновникам с просьбой пересмотреть тарифы, другие – говорят о вынужденном закрытии бизнеса, который остается нерентабельным даже в изменившихся условиях.

Но есть и те операторы, для которых ничего не меняется: они не видят существенных улучшений и перспектив на фоне незначительного повышения цены своих услуг, поэтому готовы придерживаться многолетней практики, где помимо, собственно, самого техосмотра и получения диагностической карты, станция предлагает «добровольно» воспользоваться иными сопутствующими услугами, которые и компенсируют накладные расходы.

Никуда не исчезла и другая проблема – широкого распространения т. н. «серых» диагностических карт или, другими словами, подделок либо документов, выданных без проведения проверки технического состояния транспортного средства.

А это – еще один фактор, который нивелирует любые попытки властей помочь операторам выйти на окупаемость, а затем и на ожидаемую прибыль. Наконец, многолетнее отсутствие какого-либо контроля за сферой ТО и регулирования цен привело к тому, что станции ТО давно приняли «правила игры» и начали существовать в реальных рыночных условиях, где им приходится самим устанавливать расценки, не глядя на тарифы.

Кому нужно проходить техосмотр в 2023 году?

В декабре 2021 года были сделаны серьезные послабления в требованиях, касающихся прохождения технического осмотра.

Фактически автовладельцы-физлица были освобождены от ТО за некоторыми исключениями. Согласно действующим правилам, прохождение инструментальной диагностики транспортного средства и оформление диагностической карты необходимо:

  • при постановке машины на учет и при перерегистрации ТС на нового владельца, если возраст авто составляет более 4 лет;
  • при совершении в ГИБДД регистрационных действий, вызванных изменением конструкции автомобиля (в том числе установкой газобаллонного оборудования) либо заменой его двигателя;
  • для автомобилей, используемых в качестве такси или служебного транспорта.

Таким образом, отмена прежде обязательного техосмотра касается принадлежащих физлицам легковых автомобилей и мотоциклетной техники, используемых исключительно в личных целях.

А оформление диагностических карт сегодня требуется преимущественно для коммерческих и пассажирских транспортных средств. Также любой автовладелец имеет право пройти ТО по собственному желанию, для чего понадобится оплатить услугу по установленному тарифу.

Для справки: в законодательстве дополнительно прописана норма, в соответствии с которой сотрудники ГИБДД не наделяются правами, позволяющими осуществлять проверку технического состояние машины при наличии у водителя действующей диагностической карты. При этом они вправе требовать прекратить движение авто по ДОПам (дорогам общего пользования), если у него, например, не работает светотехника.


Что проверяют при прохождении техосмотра?

Техосмотр 2022

В 2022 году МВД РФ приняло ряд поправок для инструкций, которые доводились специалистам станций ТО.

В частности, было решено уменьшить номенклатуру проверок: вместо прежних 82 операций сегодня выполняется только 55. Данная норма начала действовать с сентября 2022 года и, например, исключила из списка проверку:

  • наличия следов коррозии на элементах тормозной системы;
  • наличия повреждений на тормозных трубопроводах;
  • уровня шума системы отвода выхлопных газов;
  • течи масла и других технических жидкостей из мотора и коробки передач;
  • наличия аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя;
  • работы стеклоомывателей;
  • работы штатной сигнализации.

С актуальным списком пунктов можно ознакомиться в Техническом регламенте Таможенного союза (ТС/ЕАЭС) 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Техосмотр и ОСАГО

Осаго

С 22 августа 2021 года физические лица получили право оформлять на свои автомобили полисы ОСАГО без диагностических карт, что было обязательным условием прежде. Важно отметить, что сами страховщики в наибольшей своей массе равнодушно отнеслись к данному нововведению.

Одним из следствий этого стал отказ страховых компаний давать автомобилистам скидки на страховые полисы при наличии пройденного ТО. Со своей стороны ГИБДД рекомендовало это сделать, чтобы предоставить автовладельцам дополнительный стимул заезжать на станции техосмотра добровольно.

Но в страховых компаниях изучили статистику страховых случаев и посчитали, что плохое техническое состояние автомобиля становится причиной возникновения ДТП в очень редких случаях. Кроме того, полис ОСАГО предполагает компенсацию ущерба пострадавшему в аварии водителю независимо от того, в каком техническом состоянии находился его автомобиль.

Вместе с тем, на практике наличие диагностической карты всегда может выручить в ситуации, когда страховщик пытается применить регресс, т. е. пробует доказать, что причиной ДТП стала техническая неисправность транспортного средства виновника аварии.

Документ о пройденном ТО в данном случае снимает любые вопросы. И, наоборот, при отсутствии техосмотра значительно повышается вероятность того, что страховщики начнут искать доводы для применения регресса по ОСАГО – требования от виновника аварии возмещения средств, выплаченных потерпевшему в качестве страховой компенсации.

Штрафы

Начиная с 1 марта 2022 года, за отсутствие техосмотра на автомобиле, который требует прохождения ТО и оформления диагностической карты согласно новым правилам, назначается штраф в размере 2000 рублей.

При этом законодатели предупреждают потенциальных нарушителей о работе дорожных камер, которые могут фиксировать передвижение транспортных средств по дорогам общего пользования и сверять номерные знаки с базой данных номеров тех машин, что подлежат обязательному прохождению технического осмотра.

Если выяснится, что авто эксплуатируется без отметки о получении диагностической карты, собственнику машины будет автоматически выписан штраф. Данное нарушение в отношении конкретного автомобиля станет фиксироваться 1 раз в сутки, поэтому попав в объектив сразу нескольких камер в течение дня, «письмо счастья» будет только одно.

Последствия и выводы

Несмотря на введение «добровольного» техосмотра, прохождение ТО остается крайне полезной процедурой, которая помимо своей прямой цели – установления реального технического состояния автомобиля и возможности выявить и устранить неисправности, всегда может выступить в качестве доказательной базы при разбирательствах в причинах ДТП.

Но решение о том, проходить ли техосмотр в добровольном порядке, российским автомобилистам в 2023 году придется принимать, учитывая введение новых тарифов, которые на большей части страны окажутся одинаковыми: 913 рублей за ТО легкового автомобиля.

дтп

GT-NEWS рекомендует:
Параллельный импорт 2024
07 апреля 2024
Параллельный импорт с 1 апреля 2024 года: все изменения, подорожание автомобилей, утильсбор и растаможка через Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь
Растаможка и покупка праворульных авто в Японии для России в 2022 году
26 марта 2024
Утильсбор 2024: что изменится после 1 апреля? на сколько подорожает растаможка через Казахстан, Кыргызстан и Беларусь?
Aito M9 2024
13 февраля 2024
Китайские 7-местные автомобили в России 2024 всех марок (с ценами): новинки и уже продающиеся (кроссоверы, внедорожники, минивэны и гибриды)
08 февраля 2024
Последовательные гибриды 2024 в России: большой гайд, список моделей, налоги, виды и устройство
Китайские машины всех марок 2024
03 февраля 2024
Китайские машины в России всех марок 2024 (с ценами и фото): Geely, Changan, Chery, Haval, Omoda. Самый большой гайд по всем китайским автомобилям на рынке
Li Auto L9 2024
02 февраля 2024
Транспортный налог на гибриды 2024: последовательные и параллельные, как считается? Простыми словами рассказываем и показываем на реальном примере (Voyah Free)
Geely Coolray 2024
22 января 2024
Рейтинг лучших китайских автомобилей на российском рынке в 2024 году: цены, комплектации и все предстоящие новинки
Китайские пикапы 2024
21 января 2024
Китайские пикапы 2024 в России (уже продающиеся и новинки): JAC T9, JMC Vigus, Sollers ST6, Dongfeng DF6, Great Wall Poer. Модельный ряд всех марок, цены и комплектации
Geely Coolray 2024
09 января 2024
Китайские кроссоверы в России 2024: рейтинг лучших, новинки и модельный ряд всех марок с ценами и комплектациями (самый большой гайд)
Главный редактор GT-NEWS, автомобильный журналист, обозреватель новостей, автор множества статей на тему автоспорта, тюнинга, истории и автокультуры. Выпускник университета МГТУ "Станкин".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top