1 октября 2024 года состоялось радикальное повышение утилизационного сбора на автомобили, причем индексация будет происходить ежегодно, вплоть до 2030 года!
Следующее повышение утильсбора состоится уже 1 января 2025 года, а значит цены на машины продолжат расти.
Например, если в данный момент размер утильсбора на самую популярную категорию автомобилей с объемом двигателя от 1,0 до 2,0 литров и возрастом до 3 лет составляет 556 200 рублей, то после 1 января 2025 года его размер увеличится до 667 400 рублей! А в 2030 году сумма вырастит до 1 172 400 рублей! К слову, до 1 октября он был более чем в два раза ниже, всего 300 600 рублей.
Строго говоря, базовая ставка утильсбора для легковых автомобилей в размере 20 000 рублей осталась без изменений, растут именно коэффициенты, которые “привязаны” к объему двигателя и возрасту.
Вот таблица с новыми тарифами с 1 января 2025 года по 2030-год
(Автомобили возрастом до 3 лет)
Двигатели до 1,0 литра: | Размер утильсбора |
---|---|
Сейчас | 150 200 рублей |
С 1 января 2025 года | 180 200 рублей |
2026 | 216 400 рублей |
2027 | 238 000 рублей |
2028 | 261 800 рублей |
2029 | 288 000 рублей |
2030 | 316 800 рублей |
Двигатели от 1,0 до 2.0 литров: | Размер утильсбора |
---|---|
Сейчас | 556 200 рублей |
С 1 января 2025 года | 667 400 рублей |
2026 | 800 800 рублей |
2027 | 880 800 рублей |
2028 | 969 000 рублей |
2029 | 1 065 800 рублей |
2030 | 1 172 400 рублей |
Двигатели от 2,0 до 3,0 литров: | Размер утильсбора |
---|---|
Сейчас | 1 562 800 рублей |
С 1 января 2025 года | 1 875 400 рублей |
2026 | 2 250 600 рублей |
2027 | 2 475 600 рублей |
2028 | 2 723 200 рублей |
2029 | 2 995 400 рублей |
2030 | 3 295 000 рублей |
Двигатели от 3,0 до 3,5 литров: | Размер утильсбора |
---|---|
Сейчас | 1 794 600 рублей |
С 1 января 2025 года | 2 153 400 рублей |
2026 | 2 584 000 рублей |
2027 | 2 842 400 рублей |
2028 | 3 126 800 рублей |
2029 | 3 439 400 рублей |
2030 | 3 783 400 рублей |
Двигатели более 3,5 литров: | Размер утильсбора |
---|---|
Сейчас | 2 285 200 рублей |
С 1 января 2025 года | 2 742 200 рублей |
2026 | 3 290 600 рублей |
2027 | 3 619 600 рублей |
2028 | 3 981 600 рублей |
2029 | 4 379 800 рублей |
2030 | 4 817 800 рублей |
Электромобили и последовательные гибриды
Электромобили и последовательные гибриды: | Размер утильсбора |
---|---|
Сейчас | 32 600 рублей |
С 1 января 2025 года | 667 400 рублей |
2026 | 800 800 рублей |
2027 | 880 800 рублей |
2028 | 969 000 рублей |
2029 | 1 065 800 рублей |
2030 | 1 172 400 рублей |
Важно, что повышение не коснется частных лиц, которые ввозят автомобиль для личного пользования (3400 рублей за новую машину до 3 лет и 5200 за автомобиль возрастом более 3 лет), но при условии, что объем двигателя не превышает три литра и машина не будет продаваться в течение 12 месяцев.
Для физлиц, ввозящих автомобили с двигателями объемом до 3,0 литров только для личного пользования, сохраняются льготные ставки утильсбора – 3400 рублей за новую машину и 5200 рублей за машину старше 3 лет.
В общем, чтобы во всем разобраться редакция GT-NEWS.RU отвечает в максимально простой и понятной форме на следующие вопросы о утилизационном сборе после 1 января 2025 года:
- На сколько вырастут цены на новые автомобили? И какие модели подорожают больше всего
- Подорожают ли машины с пробегом?
- Что изменится для физлиц, которые “пригоняют” автомобиль для себя?
- Затронет ли увеличение утильсбора электромобили и последовательные гибриды?
- Формула расчета
- Ежегодное повышение: тарифы
- Зачем правительству так радикально увеличивать утилизационный сбор? (Кто от этого остается в плюсе)
- Какие еще факторы будут влиять на цены на автомобили в 2025 году?
На сколько вырастут цены на новые автомобили? И какие модели подорожают больше всего?
Утильсбор растет, а за ним растут цены на новые автомобили (в первую очередь). Причем многие производители зная о повышении ставок, заранее заполнили склады на 5-6 месяцев вперед, например, по некоторым оценкам запаса хватит до апреля 2025-го. Поэтому рост цен будет постепенным, но избежать его вряд ли получится.
В первую очередь подорожают иномарки, которые не производятся в России по полному циклу, по сути, это все зарубежные автомобили (может быть кроме Haval), ведь компенсация утильсбора производителям зависит от локализационных баллов, т.е от степени локализации.
Но есть и другие факторы влияющие на рост цен: это слабый рубль и высокая ключевая ставка. Напомним, в данный момент рубль по отношению к доллару превысил отметку 100 рублей, а ключевая ставка равняется 21%.
Сразу же после увеличения утилизационного сбора, российский рынок новых автомобилей в ноябре 2024-го рухнул на 29%, в сравнении с октябрем.
Подорожают ли машины с пробегом?
Да, автомобили с пробегом тоже будут дорожать. Сначала цены растут на новые машины, а позже, по инерции, дорожают и авто с пробегом.
Что изменится для физлиц, которые “пригоняют” автомобиль для себя?
А вот для частников ничего не изменится, они по-прежнему могут “пригонять” автомобиль из-за рубежа по льготной ставки: 3400 рублей за машину до 3 лет и 5200 рублей за авто старше 3 лет. Но при этом нельзя продавать транспортное средство в течение 12 месяцев, а объем двигателя не должен превышать 3 литров.
Но, к сожалению, “доллар за сто” мало к этому располагает. С другой стороны, по сути, это единственная альтернатива, чтобы более менее выгодно приобрести иномарку в 2025 году.
Распространяется ли увеличение утильсбора на электромобили и последовательные гибриды?
Да, распространяется. Утилизационный сбор также радикально вырастит на электромобили и последовательные гибриды.
Если в данный момент “утиль” на электромобили и последовательные гибриды составляет 32 600 рублей, то после 1 января это относительно скромная сумма превратится в 667 400 рублей!
Вот все тарифы:
Электромобили и последовательные гибриды: | Размер утильсбора |
---|---|
Сейчас | 32 600 рублей |
С 1 января 2025 года | 667 400 рублей |
2026 | 800 800 рублей |
2027 | 880 800 рублей |
2028 | 969 000 рублей |
2029 | 1 065 800 рублей |
2030 | 1 172 400 рублей |
Формула расчета
Чтобы рассчитать размер утилизационного сбора нужно базовую ставку умножить на корректирующий коэффициент. Базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 000 рублей, а корректирующий коэффициент зависит от объема двигателя и возраста автомобиля, и именно корректирующий коэффициент будет увеличиваться с каждым годом (все коэффициенты прописаны в В Постановлении Правительства РФ № 1255 от 13 сентября 2024).
Вот формула: утилизационный сбор = ставка*коэффициент.
Вот пример расчета утильсбора (коммерческого): возьмем автомобиль возрастом до 3 лет и двигателем 1,5 литра, в таком случае корректирующий коэффициент составляет – 33,37, а базовая ставка – 20 000 рублей (она неизменна).
33,37*20000=667400. В итоге, утилизационный сбор на данный автомобиль составляет 667 400 рублей.
Еще раз отметим, это расчеты так называемого коммерческого утильсбора, для частников он остается фиксированным – 3400 рублей за новую машину и 5200 рублей за машину старше 3 лет.
На сколько будет ежегодно расти размер утилизационного сбора?
В Постановлении Правительства РФ № 1255 от 13 сентября 2024 прописано не только единоразовое повышение ставок утилизационного сбора, но и его ежегодная индексация вплоть до 2030-го!
Например, с 1 января 2025 года за автомобили с объемом двигателя от 2,0 до 3,0 литров утилизационный сбор вырастит с 1 562 800 до 1 875 400 рублей, а в 2030 году сумму увеличится до 3 295 000 рублей! Причем это всего за пять лет.
Кому это выгодно (спойлер: АвтоВАЗу)
В первую очередь это выгодно АвтоВАЗу, именно глава тольяттинской компании Максим Соколов и был одним из главных лоббистов увеличения утильсбора. Ведь таким образом прямые конкуренты Лады становятся дороже.
Причем Лады тоже дорожают, последняя индексация цен состоялась 14 августа 2024 года, а недавно Максим Соколов сообщил в интервью ТАСС, что не исключает подорожание и в 2025 году.
Справедливости ради, есть и другие важные факторы влияющие на рост цен: это слабый рубль и высокая ключевая ставка.
Комментарий редакции GT-NEWS.RU:
Радикальный подъем утилизационного сбора вреден для российского автомобильного рынка, во-первых, из-за него растут цены, а также он подстегивает инфляцию, т.к автомобильная отрасль занимает довольно значительную долю в экономике страны.
И самое важное, на наш взгляд, это отсутствие конкуренции у АвтоВАЗа, ведь из-за высокого утиля иномарки растут в цене, таким образом прямые конкуренты Лады поднимаются в более высокий ценовой сегмент. Грубо говоря, АвтоВАЗ избавился от многих конкурентов в своем сегменте. А как всем известно, отсутствие конкуренции плохо влияет на качество продукции, ценообразование и технологический прогресс.