Начиная с 1991 года и на протяжении 20 лет, Запорожский автомобилестроительный завод оставался одним из лидеров советского автопрома, выпуская на пике своих возможностей порядка 400 тысяч автомобилей ежегодно. Сегодня предприятие находится в глубоком кризисе, а свои мощности оно использует преимущественно для мелкосерийной сборки автобусов ZAZ A10C3A.
По мнению некоторых экспертов, вернуть былую мощь заводу помог бы проект по выпуску легендарных «Запорожцев 2022» – микролитражных автомобилей, которые в современном исполнении можно было бы представить как кей-кары.
Слухи и новости
У многих автолюбителей, родившихся в СССР, название Запорожец ассоциируется, прежде всего, с моделью ЗАЗ-968А, выпускавшейся в 1973-1979 гг., и с его более давним предшественником – ЗАЗ-965А, который считается первым серийным легковым автомобилем, сходившим с конвейера завода (1962-1969 гг.), и который более известен как «Горбатый Запорожец».
Именно последний, на заре своей жизни комплектующийся скромным 27-сильным мотором, сегодня называют лучшим вариантом для постройки более современного аналога, вероятно, созданного в ретро-стиле, но непременно с передовой «техникой». Главная же цель – как и в случае с «Горбатым», создать максимально доступный (дешевый) автомобиль, неприхотливый в обслуживании и потребляющий минимум топлива. А, возможно, и электроэнергии!
Некоторые автолюбители, для которых создание виртуальных концептов является настоящим хобби, уже откликнулись на эту идею и «оснастили» новый ЗАЗ-965 и передовой светодиодной оптикой, и осовремененной многоугольной решеткой радиатора, и новыми бамперами. Общие же размеры, как и характерную форму крышки багажника решили они оставить прежними, а вот в салон такого кей-кара отлично вписался ретро руль, даже в сочетании с более удобными сиденьями.
История модели
В начале 1960-х Запорожский автозавод совместно с автомобильным институтом НАМИ искал варианты создания дешевой компактной машины и спустя несколько пробных прототипов (включая 3,3-метровую «Белку») остановил свой выбор на Fiat 600.
К чести советских конструкторов, они не стали слепо копировать итальянские технологии, хотя и заимствовали общую компоновку автомобиля и конструкцию несущей системы кузова. В качестве силовой установки использовался 0,887-кубовый агрегат МеМЗ-966, который спустя время был форсирован до 30 л. с., а продавалась такая машина в 1961 году за 18 тысяч советских рублей. Для сравнения, выпускавшийся в то же время Москвич-407 оценивался в 25-27 тысяч.