Покупка авто в Абхазии в 2023 году (и последующая растаможка в России): все нюансы, риски и расчет на реальном примере

В 2017-2021 гг. на российских дорогах отмечался серьезный рост количества автомобилей, находящихся на абхазском учете. Объяснение этому было простое: в Абхазии крайне низкие таможенные платежи, поэтому местным гражданам прибывающие из самых разных стран мира иномарки обходились гораздо дешевле, чем, например, россиянам.

В отдельных случаях цена аналогичных б/у автомобилей в России и Абхазии могла отличаться в разы. Наибольший дисконт наблюдался у машин с правым рулем, доставленных из Японии.

В августе 2020 года был зафиксирован настоящий бум спроса на абхазские машины: россияне скупили почти все относительно «живые» автомобили, которые ждали своих покупателей на местных стоянках. Как результат – в России общее количество транспортных средств на учете небольшой республики превысило 50 тысяч, причем они «разъехались» буквально по всей стране.

Внимание! С 1 апреля 2024 года больше не будет экономической выгоды привозить автомобили в Россию через Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Армению. Более подробно об этом мы написали в нашем телеграм-канале: УТИЛЬСБОР 2024.

Нюансы временного ввоза




Нужно понимать, что львиная доля этих машин оформлялась под временный ввоз, а значит, их владельцы должны были соблюдать сроки этого ввоза (7-20 дней на усмотрение таможни) и возвращаться в Абхазию, чтобы закрыть его и снова открыть.

В подавляющем большинстве случаев правила нарушались, но таможенные органы не применяли серьезных санкций, если авто появлялось в стране вывоза в течение года. Соответственно, раз в 12 месяцев машину на абхазском учете приходилось «возвращать», платить небольшой штраф и снова оформлять временный ввоз в Россию.

И это не считая нюансов «серых» схем, которые использовались для самой возможности машине на абхазских номерах пересечь границу: она должна была быть оформлена на абхазское ООО или местного гражданина, а россиянин бы пользовался ей как транспортом «для командировки в Россию» либо по генеральной доверенности.

Но наступило лето 2021-го, когда вступили в силу новые правила, касающиеся временного ввоза автомобилей в Россию из Абхазии.

Граждане, которые старались минимум раз в год «отмечаться» в Абхазии и приезжали в республику на ранее вывезенных машинах, уже не могли выехать на том же автомобиле обратно в Россию. Данный запрет начали накладывать на всех, кто нарушил правила временного ввоза, и продолжают делать это сегодня. В результате, многие россияне не нашли ничего лучшего, как продавать «застрявшие» автомобили местным жителям, причем делать это им зачастую приходилось по бросовым ценам.

Есть ли преимущества покупки авто в Абхазии в 2023 году?

Основным мотивом поиска новой или б/у иномарки за пределами России для наших соотечественников остается финансовая экономия.

В случае с рынком Абхазии такая экономия оказывается существенной: например, в последнее время ставший серьезным дефицитом подержанный вэн Тойота Альфард на абхазском рынке можно найти за бюджет порядка 700-800 тысяч рублей.

Машина аналогичного года и состояния, но на российском учете сегодня обошлась бы в сумму более 2 миллионов. А ведь авто с номерами Абхазии дает несколько дополнительных преимуществ:

  • экономия на транспортном налоге (его придется платить в Абхазии – до 1000 рублей);
  • можно не проходить техосмотр.

Конечно, существуют и минусы, причем, затрагивающие т. н. «плюсы», ведь уже сейчас появляются факты, когда собственник авто на абхазских номерах, допускает нарушение ПДД, находясь в поле зрения сотрудника ГИБДД, после чего поднимается вся история нарушений по номерному знаку, в том числе попавших на камеры видеофиксации.

Однако не это можно назвать главной проблемой для тех, кто пожелает сэкономить на растаможке и попробует приобрести авто на абхазских номерах. 

Риски и минусы




Любые «серые» схемы несут на себе риски, что прекрасно демонстрирует практика. В 2022-2023 гг. на фоне серьезного кризиса, сложившегося на российском автомобильном рынке, участились случаи мошенничества при ввозе автомобилей из Абхазии в Россию.

Покупатели начали сталкиваться с фиктивными фирмами, предлагающими оформить транспортное средство для временного ввоза в Россию авто из Абхазии. Случаи обмана стали фиксироваться и при оформлении доверенностей от частных лиц.

Отдельные проблемы стали появляться в отношении машин, имеющих не до конца проверенную историю: в частности, российские страховщики не всегда соглашаются оформлять полисы, если у них появляются подозрения, что авто прежде часто ремонтировалось (очевидный признак использования машины в автоподставах).

Здесь же высокие риски купить машину на абхазской регистрации, находящуюся в розыске, в том числе международном, либо в угоне.

Еще одним большим минусом владения автомобилем, стоящим на абхазском учете, является невозможность его легальной перепродажи в России (а также дарения, обмена, легальной сдачи в аренду и т. д.) Для этого придется ехать в Абхазию, чтобы закрыть временный ввоз, а по новым правилам выехать на такой машине обратно в Россию уже не получится.

Кроме того, нарушение правил временного ввоза машины на территории России тоже влечет за собой санкции. И пусть штраф можно считать относительно небольшим (1500-2500 рублей), но устанавливающая его статья 16.18 КоАП РФ также предусматривает конфискацию «товара», а значит, в России теоретически можно лишиться машины, имеющей абхазскую регистрацию.

Таким образом, можно обозначить несколько самых важных аспектов, которые совершенно точно сыграют не на пользу покупки авто в Абхазии без растаможки:

  • «Серые» схемы при оформлении документов (транспортное средство юридически будет принадлежать другому человеку или иностранной фирме).
  • Риск оказаться жертвой мошенников (подвоха можно ждать с самых разных сторон, поскольку потенциальные «жертвы» преступников закрывают глаза на многие нюансы, видя экономию в размере 100-200% стоимости авто).
  • Необходимость оформления временного ввоза (по действующим сегодня правилам, если не вернуть авто на территорию Абхазии в течение срока, определенного таможней, въехать на автомобиле обратно в Россию не удастся).
  • Сложности с последующей перепродажей авто в Росссии.


Растаможка авто в России из Абхазии

Все вышесказанное касается покупки машины на абхазском учете, т. е. эксплуатации машины на территории России путем ее «временного ввоза».

Но остается легальный способ приобретения техники, при котором покупатель, следуя всем правилам, оплачивает растаможку и таможенные сборы, вносит утилизационный сбор, доставляет транспортное средство в свой регион и получает российские регистрационные знаки.

Будет ли выгодной такая покупка? Учитывая, что машины из Абхазии растамаживаются по тем же тарифам, что из любой страны, не входящей в Таможенный Союз, здесь, как и в случае с техникой из США, Европы или Японии, появляется понятие «проходных машин».

То есть возрастом от 3 до 5 лет и имеющих относительно небольшой объем двигателя. Напомним, что для таких автомобилей ставки таможенных пошлин для физических лиц составляют:

  • объем до 1000 куб. см. – 1,5 евро за 1 куб. см.;
  • объем более 1000 куб. см., но менее 1500 куб. см. – 1,7 евро за 1 куб. см.;
  • объем более 1500 куб. см., но менее 1800 куб. см. – 2,5 евро за 1 куб. см.;
  • объем более 1800 куб. см., но менее 2300 куб. см. – 2,7 евро за 1 куб. см.;
  • объем более 2300 куб. см., но менее 3000 куб. см. – 3,0 евро за 1 куб. см.;
  • объем свыше 3000 куб. см. – 3,6 евро за 1 куб. см.

Для сравнения, на машины возрастом старше пяти лет применяются ставки от 3,0 до 5,7 евро, тогда как легковые авто моложе трех лет придется растамаживать на основе процента от стоимости: цена машины до 8500 евро – оплата 54% от стоимости, а свыше 8500 евро – 48%.

Это не считая прочих платежей, где особое внимание стоит уделить утилизационному сбору, который с 2023 года оплачивается по новым правилам.

А они указывают на то, что прежние ставки в 3400 и 5200 рублей для машин до 3 лет и старше 3 лет соответственно сохраняются только при условии, что автомобиль приобретается для своих нужд (не будет перепродаваться в течение года), и что он имеет двигатель рабочим объемом не более 3000 куб. см.

В противном случае платеж увеличивается до сумм в несколько сот тысяч и даже превышает миллион рублей. Так, утилизационный сбор за машину старше пяти лет с двигателем 3.5 в 2023 году составит 1623800 рублей, а на ввозимую для перепродажи технику с объемом мотора 1.5 – 528800 рублей.

Пример расчета стоимости растаможки машины из Абхазии

По данным сайта объявлений abkhaz-auto.ru, в Абхазии можно приобрести Toyota Alphard 2010 года с бензиновым двигателем объемом 2.5 литра и автоматической трансмиссией. Отпускная цена автомобиля – 900 тысяч рублей. Чтобы легально растаможить данное транспортное средство, придется оплатить:

  • Растаможку – 12500 евро (из расчета 5 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя), что эквивалентно 1,3 миллиону рублей.
  • Утилизационный сбор – 5200 рублей (машина старше 3 лет).
  • Таможенный сбор – 3100 рублей (из расчета размера ставки за машину стоимостью свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей).

К расходам также придется добавить стоимость оформления ЭПТС и СБКТС – в сумме от 45 тысяч рублей. Итого без учета текущих расходов, связанных с доставкой машины, Toyota Alphard 2010 года «без пробега по СНГ» обойдется в 2253300 рублей. Обратившись к объявлениям сайта auto.ru, можно зафиксировать, что машины Alphard аналогичного года оцениваются продавцами от 2,0 до 2,3 миллионов рублей.

Пример расчета растаможки «проходного» автомобиля из Абхазии

Растамаживается Mercedes-Benz S-Класс Е300, 2017 г. в., с 3.0-литровым бензиновым двигателем и автоматической «коробкой». Стоимость авто в Абхазии – 3,5 миллиона рублей. Обязательные платежи:

  • Растаможка – 9000 евро (из расчета 3 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя), что эквивалентно 944000 рублей.
  • Утилизационный сбор – 5200 рублей (машина старше 3 лет).
  • Таможенный сбор – 12000 рублей (из расчета размера ставки за машину стоимостью свыше 2700000 рублей и включительно до 4200000 рублей).
  • Оформление ЭПТС и СБКТС – 450000 рублей.

Итого – 4506200 рублей. На auto.ru цены на аналогичные автомобили начинаются с отметки 5,3 миллиона рублей.

Выводы

Абхазия может стать местом подбора и приобретения б/у автомобиля, если покупателя интересует свежая иномарка, без пробега по российским дорогам. Конечно, наиболее выгодные предложения постоянно мониторятся предприимчивыми гражданами, поэтому пригнать авто из Абхазии в Россию в 2023 году чаще всего удается только через посредников, что увеличивает отпускную цену автомобиля. если же рассматривать вариант покупки авто на абхазских номерах, придется принимать во внимание многочисленные минусы и риски, которые могут с лихвой перекрыть любую выгоду, полученную при покупке такой машины.


GT-NEWS рекомендует:
Параллельный импорт 2024
07 апреля 2024
Параллельный импорт с 1 апреля 2024 года: все изменения, подорожание автомобилей, утильсбор и растаможка через Казахстан, Кыргызстан, Армению и Беларусь
Растаможка и покупка праворульных авто в Японии для России в 2022 году
26 марта 2024
Утильсбор 2024: что изменится после 1 апреля? на сколько подорожает растаможка через Казахстан, Кыргызстан и Беларусь?
Aito M9 2024
13 февраля 2024
Китайские 7-местные автомобили в России 2024 всех марок (с ценами): новинки и уже продающиеся (кроссоверы, внедорожники, минивэны и гибриды)
08 февраля 2024
Последовательные гибриды 2024 в России: большой гайд, список моделей, налоги, виды и устройство
Китайские машины всех марок 2024
03 февраля 2024
Китайские машины в России всех марок 2024 (с ценами и фото): Geely, Changan, Chery, Haval, Omoda. Самый большой гайд по всем китайским автомобилям на рынке
Li Auto L9 2024
02 февраля 2024
Транспортный налог на гибриды 2024: последовательные и параллельные, как считается? Простыми словами рассказываем и показываем на реальном примере (Voyah Free)
Geely Coolray 2024
22 января 2024
Рейтинг лучших китайских автомобилей на российском рынке в 2024 году: цены, комплектации и все предстоящие новинки
Китайские пикапы 2024
21 января 2024
Китайские пикапы 2024 в России (уже продающиеся и новинки): JAC T9, JMC Vigus, Sollers ST6, Dongfeng DF6, Great Wall Poer. Модельный ряд всех марок, цены и комплектации
Geely Coolray 2024
09 января 2024
Китайские кроссоверы в России 2024: рейтинг лучших, новинки и модельный ряд всех марок с ценами и комплектациями (самый большой гайд)
Главный редактор GT-NEWS, автомобильный журналист, обозреватель новостей, автор множества статей на тему автоспорта, тюнинга, истории и автокультуры. Выпускник университета МГТУ "Станкин".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top