Волна санкций в отношении России и вызванный тем самым серьезный дефицит машин у российских дилеров погрузили в летаргический сон отечественный рынок новых автомобилей, а цены на оставшиеся экземпляры иностранной техники в 2022 году месяц за месяцем стали обновлять рекорды.
Это хорошо заметно, например, по разнице в рекомендованной цене, которую озвучивает производитель, и стоимости, устанавливаемой дилером. Нередко это десятки процентов, что автоматически делает выгодными варианты покупки авто за границей. В числе стран, откуда россияне стали активно перегонять и растамаживать автомобили в 2022 году, оказались и Эмираты.
ОАЭ – одно из богатейших государств Персидского залива, известное многим автолюбителям как место настоящего засилья дорогих внедорожников. Жители страны активно покупают новые Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero Sport, Mercedes-Benz GLC и Lexus LX, преимущественно – в максимальной комплектации и с самыми мощными моторами.
Однако есть здесь и машины попроще, которые наряду с люксовыми кроссоверами продаются в автосалонах и на аукционах. В ОАЭ также можно обнаружить довольно развитый рынок б/у техники, где предлагается все, начиная с премиум-моделей, заканчивая машинами, находящимися в состоянии условного «металлолома».
Также, по параллельному импорту из Объединенных Арабских Эмиратов дилеры начали привозить автомобили которые никогда не продавались официально на российском рынке.
- Редакция GT-News.ru подготовила подробный материал для желающих купить (и в целом разобраться) c приобретением авто в ОАЭ и последующей растаможки в России в 2022 году.
Преимущества покупки авто в Эмиратах в 2022 году
Основной мотив пригона машины из Эмиратов в Россию – это более доступная цена. Но, как и на любом другом иностранном рынке, слишком очевидных вариантов немного, они мгновенно становятся объектом интереса «серых» поставщиков, да и каждый вариант по итогу требует индивидуального расчета.
Кроме того, большую роль играет тот уровень цены, который принимается за базовый. Простой пример: топовый Lexus LX 600 в своей самой навороченной комплектации в ОАЭ можно приобрести за $200 тысяч. Примерно столько же составляет рекомендованная цена машины в России, но наши дилеры имеют нескромные аппетиты, поэтому предлагают такие машины за 20-27 миллионов рублей.
По актуальному курсу это равно $325-440 тысячам. Выгодно? Более чем, особенно, если иной возможности, как обращаться к российским продавцам таких внедорожников, нет.
Еще один пример – Land Cruiser 300 с дизельным мотором, который в России «рекомендуется» продавать за 7,2 млн. руб., а в реальности можно приобрести за 9,5 млн (при очень долгом поиске). В Эмиратах такой же внедорожник в пересчете на рубли обойдется в 4,7 млн. плюс растаможка (2 млн. руб – ориентировочно) и накладные расходы на транспортировку (еще 0,5 млн.) И снова итоговая цена равна рекомендованной, но гораздо ниже той, которую запрашивают дилеры.
Nissan Patrol Nismo эксклюзивно продающийся в Эмиратах и соседних странах:
Конечно, подобное наблюдается не на всех моделях, а в некоторых случаях ощутимая разница в стоимости вовсе не прослеживается. Но ориентируясь только на дилерские цены, можно констатировать, что большие внедорожники в ОАЭ покупать очень выгодно.
Риски приобретения авто в Эмиратах
Подавляющее большинство автомобилей, приобретаемых в ОАЭ и перегоняемых в Россию, берется с аукционов. Это всем известный Copart и местный Emirates Auction, где можно найти технику в самом разном техническом состоянии. Отсюда и риски: изучая автомобиль только по фотографиям, пусть даже очень качественным и многочисленным, не всегда можно понять, все ли в этой машине «живое».
При этом по правилам аукционов приезжать и осматривать автомобили до торгов разрешается. Кроме того, некоторые лоты сопровождаются подробным отчетом о прошедшем техобслуживании и осмотре машины с указанием имеющихся недостатков. И наоборот – некоторые варианты дают лишь скупую информацию о годе выпуска и характеристиках двигателя.
Покупатели автомобилей в Эмиратах могут сталкиваться и с другими трудностями. Прежде всего, это дефицит машин с дизельными моторами, тогда как бензиновые варианты зачастую представлены в своих самых объемных и мощных модификациях.
Второй и гораздо более ощутимый недостаток «арабской» техники – отсутствие «теплых опций», т. е. на подогреваемые форсунки стеклоомывателя, ветровое стекло и рулевое колесо здесь можно не рассчитывать.
В продаже в ОАЭ – Toyota Land Cruiser 300 GR Sport:
Аналогичная ситуация и с техническими жидкостями и смазками: все они рассчитаны на эксплуатацию авто в жарком климате. Плюс к этому неподготовленные для работы в сильные российские морозы аккумуляторы и генераторы. Наконец, это объясняет отсутствие у таких машин антикоррозийной обработки кузова, что чревато появлением «жуков» уже спустя несколько лет пользования машиной в относительно холодных широтах.
Если же все вышеперечисленное не кажется серьезной проблемой, к накладным расходом останется просто добавить оплату масштабного сервисного ТО и «адаптации» автомобиля сразу по доставке его в Россию.
Растаможка авто из ОАЭ для России
Наиболее популярный маршрут доставки автомобилей из ОАЭ в Россию – Через Иран автовозами, а после – судами по Каспийскому морю до порта Астрахани. Применяются и другие схемы, в том числе подразумевающие доставку машин в Казахстан, что более быстро и удобно, когда конечным пунктом выступают города России в восточной части страны.
Растаможка техники происходит по тем же правилам, что и таможенная очистка машин из любых других стран, не входящих в Таможенный союз, т. е. предполагающая оплату:
- таможенной пошлины
- акциза
- НДС
- утилизационного сбора
- услуг таможенного оформления
- услуг по получению ПТС
Наиболее существенной частью в сумме растаможки традиционно остается пошлина, которая рассчитывается, учитывая возраст авто, его стоимость и объем силового агрегата.
Для автомобилей возрастом 0-3 года
54% от заявленной таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см. объема двигателя, если стоимость авто не превышает 325 тыс. руб.
- 48% таможенной стоимости, но не менее: 3,5 евро за 1 см. куб., если цена машины составляет 325-650 тысяч рублей;
- 48% и 5,5 евро за 1 см. куб. при стоимости 650- 1625 тысяч рублей;
- 48% и 7,5 евро за 1 см. куб. при стоимости 1625- 3250 тысяч рублей;
- 48% и 15 евро за 1 см. куб. при стоимости 3250-6500 тысяч рублей;
- 48% и 20 евро за 1 см. куб. пи стоимости более 6500 тысяч рублей.
Для автомобилей возрастом 3-5 лет
1,5 евро за 1 куб. см., если рабочий объем их двигателя не превышает 1000 куб. см.;
1,7 евро за 1 куб. см., если рабочий объем находится в пределах 1000-1500 куб. см.;
2,5 евро за 1 куб. см., если рабочий объем находится в пределах 1500-1800 куб. см.;
2,7 евро за 1 куб. см., если рабочий объем находится в пределах 1800-2300 куб. см.;
3,0 евро за 1 куб. см., если рабочий объем находится в пределах 2300-3000 куб. см.;
3,6 евро за 1 куб. см., если рабочий объем превышает 3000 куб. см.
Для автомобилей возрастом старше 5 лет
- 3,0 евро за 1 куб. см., если объем двигателя не превышает 1000 куб. см.;
- 3,2 евро за 1 куб. см., если объем составляет 1000-1500 куб. см.;
- 3,5 евро за 1 куб. см., если объем составляет 1500-1800 куб. см.;
- 4,8 евро за 1 куб. см., если объем составляет 1800-2300 куб. см.;
- 5,0 евро за 1 куб. см., если объем составляет 2300-3000 куб. см.;
- 5,7 евро за 1 куб. см., если объем превышает 3000 куб. см.;
Порядок расчета растаможки
Общие траты, которые можно включить в понятие растаможки, будут напрямую зависеть от цены автомобиля, его возраста и мощности двигателя. В среднем, малолитражные машины из ОАЭ потребуют примерно 1 млн. рублей таких расходов, машины формата Toyota Camry – около 2 миллионов, а большие внедорожники – не менее 2,5-3 миллионов рублей.
Согласно действующим правилам, растамаживать автомобиль, привезенный или пригнанный из-за границы, можно либо при пересечении им границы Таможенного союза, либо по месту жительства. В обоих случаях для растаможки авто из ОАЭ понадобится иметь на руках полицейский сертификат на авто с копией перевода, а также инвойс, в котором будет указана цена покупки транспортного средства. Ее размер будет влиять на величину пошлины. Соответственно, порядок уплаты
растаможки можно представить следующей последовательностью действий:
- С имеющимся комплектом документов следует направиться в таможенный орган либо с помощью таможенного брокера направить туда бумаги, чтобы получить от таможни расчет таможенных платежей.
- Необходимо оплатить указанную таможней сумму по предлагаемым реквизитам и дождаться их поступления в Минфин (2-3 дня).
- Получить от таможенных органов гарантийный сертификат и таможенную расписку – данные документы позволят забрать автомобиль из порта или таможенного терминала.
- Доставив транспортное средство в свой населенный пункт, следует опять обратиться в таможенный орган для уточнения данных (при смене курса евро, возможно, придется сделать доплату).
- Последний этап – получение на таможне паспорта транспортного средства и постановка автомобиля на российский учет.
Для справки: все это можно поручить таможенным брокерам и прочим посредникам, что позволит сэкономить личное время, но увеличит расходы на покупку авто из ОАЭ.
Выводы
Эмираты можно рассматривать в качестве места покупки нового или б/у автомобиля в 2022 году, но обязательным условием станет предварительный просчет всех прямых и косвенных расходов. К ним придется добавить и те, что понадобятся для адаптации автомобиля к его эксплуатации в более суровых зимних условиях.
При покупке авто в ОАЭ на аукционе и невозможности лично осмотреть автомобиль также следует принимать соответствующие риски, равно как и при обращении к посредникам – выбрать стоит тех дилеров, что имеют репутацию надежных.
Наконец, необходимо понимать, что дилерская цена автомобиля в России напрямую зависит от спроса и, в целом, ситуации на рынке. Кажущаяся выгода часто может объясняться лишь чрезмерными запросами дилеров, тогда как честная цена автомобиля в большинстве случаев приближается к рекомендованной производителем.