“Растаможка” и покупка авто в Казахстане для России 2022: все нюансы

С февраля 2022 года российский автомобильный рынок переживает глубокий кризис, который был вызван одновременным уходом большинства иностранных брендов. С серьезными проблемами столкнулись и отечественные предприятия, которые утратили доступ к импортным комплектующим.

Как результат – значительное сокращение предложения новых автомобилей внутри страны, что заставляет покупателей все чаще задумываться о приобретении техники в соседних странах.

Одним из самых привлекательных «направлений» в 2022 году для т. н. «перегонщиков» стал Казахстан: оказалось, что по некоторым моделям экономия при покупке может достигать 20-30%, и что она уже вызвала серьезный ажиотаж среди российских клиентов.

Дело дошло до реального дефицита новых автомобилей в самом Казахстане, поскольку машины стали массово «уходить» в Россию, причем, с использованием не всегда до конца законных схем. На данную ситуацию приходится реагировать и чиновникам, причем, с обеих сторон: казахским – для недопущения острого дефицита машин, с которым могут столкнуться граждане страны; российским – для защиты собственного рынка, где техника продолжает продаваться крайне плохо.

Почему жители России покупают авто в Казахстане?

Автомобильный рынок Казахстана в 2022 году – соседа России в настоящее время выглядит гораздо более привлекательным: здесь по-прежнему официально продаются машины многих иностранных марок, что дает возможность выбора, и достаточно широко представлена техника, прежде всего, китайских и корейских брендов – очень популярных благодаря относительно доступным ценам.


Вместе с тем, низкая стоимость – основная причина, заставляющая потенциальных покупателей и перекупщиков, отправляться в Казахстан из России за автомобилями. Но важно понимать, почему здесь удается приобрести на 30% дешевле абсолютно такое же авто, которое официально продается в России.

В Республике Казахстан применяется практика тарифных (пониженных) льгот вплоть до освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины. Это-то снижает отпускную цену авто для конечного потребителя, что и является основной целью данной программы.

Однако существует важное «но»: данная льгота вводилась с целью сделать автомобильную технику более доступной для внутреннего потребителя – резидентов Казахстана. О том, какой эффект дает такая забота о собственных гражданах, красноречиво показывает пример с продажами Chery Tiggo 8 Pro: машина в «топовой» комплектации в России предлагается за 3 239 900 руб., а в Казахстане аналогичная версия стоит 15,9 млн. тенге или в пересчете 2 029 000  рублей.

Такой внушительный дисконт уже привел к массовому наплыву покупателей и перекупщиков из России. При этом для них не стал проблемой запрет на приобретение машин в салонах, владельцы которых вынуждены соблюдать закон, гласящий: «передача лицам Российской Федерации прав владения, пользования и распоряжения автомобильной техникой, в отношении которой применялась тарифная льгота, не допускается».

Выход из ситуации оказался простым: на практике было достаточно подыскать покупателя-гражданина Казахстана, который бы за определенную плату оказал услугу – официально приобрел автомобиль для себя, после сразу же продал его гражданину РФ.

Для справки: Применительно к автомобилям с электрическими двигателями в Казахстане действует норма, полностью освобождающая от уплаты ввозных таможенных пошлин. При этом это касается техники, ввезенной для внутреннего потребления, тогда как покупка таких “льготных” машин резидентами России, а также россиянами, постоянно проживающими в Казахстане, запрещена (возможна при уплате соответствующих таможенных платежей).  

Растаможка авто в Казахстане для России в 2022 году

По состоянию на сентябрь 2022 года «схема» с покупкой нового автомобиля через «покупателя», являющегося гражданином Казахстана, продолжает работать. Для конечного же собственника перегоняемой таким образом машины растаможка авто превращается в уплату утилизационного сбора и взятия на себя обязательств по установке кнопки ГЛОНАСС. Актуальные размеры утилизационного сбора для физических лиц:

  • 3400 рублей – за автомобиль возрастом до 3 лет;
  • 5200 рублей – за автомобиль возрастом старше 3 лет.

К слову, такая ситуация может оказаться временной, поскольку ввоз авто из Армении или Киргизии – тоже стран-участниц Таможенного союза, где товары могут свободно перемещаться через границы без уплаты дополнительных таможенных сборов, будет требовать доплаты разницы неуплаченных платежей, поскольку в этих государствах ранее применялась «льготная национальная растаможка».

Появится ли нечто подобное в Казахстане? Эксперты указывают на высокую вероятность введения таких норм на законодательном уровне, поскольку прямо сейчас в Казахстане в 2022 году уже отмечается некоторый дефицит машин – их просто не хватает для местных покупателей и они жалуются на приезжих перегонщиков.

Как купить авто в Казахстане гражданину РФ?



Имея желание приобрести автомобиль в Казахстане и, что немаловажно, сделать это легально и без нарушения норм законодательства обеих стран, достаточно убедиться, что машина прошла таможенную очистку и находится  на территории Таможенного союза легально, т. е. имеет статус товара ТС/ ЕАЭС.

В этом случае такую технику может приобрести гражданин любой страны-участницы ТС и беспрепятственно перемещать авто через внутренние границы. Соответственно, следует принимать во внимание и тот факт, что в Казахстане в отношении машин, для которых применяются «пониженные» ставки ввозных таможенных пошлин, действует статус условно выпущенных, т. е. остающихся продукцией иностранного производства, предназначенной для льготной продажи гражданам Казахстана. И, опять-таки, если такое авто приобретет резидент Республики Казахстан, оно юридически пройдет таможенную очистку, а значит, в дальнейшем может быть перепродано гражданам иных стран ТС/ЕАЭС. 

Не стоит забывать и о другом способе покупки автомобиля в Казахстане – это приобретение машины местной сборки. Такая продукция по определению сразу получает статус товара ТС/ЕАЭС, т. е. не может требовать никакой растаможки при перемещении через внутренние границы.

Что производит Казахстан? Сейчас это выпускающее различные модели Kia, Chevrolet и JAC предприятие СарыаркаАвтоПром (г. Костанай), а также две сборочных площадки компании «Астана Моторс» (г. Алма-Ата), где производятся некоторые модели корейского бренда Hyundai. При этом такой вариант покупки авто из Казахстана тоже имеет примеры, где удается сэкономить до 30% стоимости машины.

Так, лифтбек JAC J7 костанайской сборки в Казахстане предлагается по цене от 8,59 миллиона тенге, что эквивалентно 1,39 миллионам российских рублей, а в России такой автомобиль в салонах дилеров можно купить за 2 миллиона. При этом, что удивительно, в случае с паркетником JAC S3 разница не столь велика – всего 50 тысяч рублей.

Что же касается популярной марки KIA, то в Костанае выполняется отверточная сборка сразу девяти различных моделей, и все они стоят дешевле аналогов по российским предложениям – в среднем, на несколько процентов.

Что требуется для покупки авто в Казахстане?

Диллерский центр Cadillac в Казахстане.

Поскольку Казахстан является членом Таможенного союза со всеми вытекающими из этого послаблениями по части приобретения и перемещения товаров, имеющих статус продукции ТС/ ЕАЭС, гражданину РФ, желающему стать владельцем автомобиля, приобретенного им в Казахстане, необходимо успешно пройти пограничный контроль, предоставив следующие документы:

  • Договор купли-продажи авто.
  • Акт приема-передачи транспортного средства.
  • Договор на установку ЭРА-ГЛОНАСС (если она отсутствует).
  • Одобрение типа транспортного средства (ОТТС).
  • Квитанцию об оплате утилизационного сбора.

Важно: если речь идет об автомобилях, пригнанных в Казахстан из-за рубежа, то такая техника должна быть легально ввезена на территорию Казахстана, т. е. должна пройти таможенную очистку.

Таким образом, отправляясь в Казахстан за автомобилем либо заказывая технику у перегонщиков, важно убедиться, что прохождение пограничного контроля будет беспроблемным и не потребует уплаты полной «растаможки». Для этого достаточно отдать предпочтение автомобилю, который юридически является продукцией Таможенного союза или полностью растаможен по закону.


Главный редактор GT-NEWS, автомобильный журналист, обозреватель новостей, автор множества статей на тему автоспорта, тюнинга, истории и автокультуры. Выпускник университета МГТУ "Станкин".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Top