Российский автомобильный рынок подводит итоги продаж первого полугодия 2021 года и делает любопытные выводы исходя из статистики. Эксперты впервые за много лет заговорили о дефиците, который помешал покупателям приобрести больше новых автомобилей. Но даже в таких условиях многие крупные компании умудрились уйти в «минус». Среди аутсайдеров – покидающая Россию – Honda, остающийся весьма пассивным Nissan и традиционно страдающие от отсутствия большого спроса Lifan, Isuzu и Jaguar. В лидерах – китайский автопром, показавший за 6 месяцев текущего года увеличение продаж авто вдвое (Geely, Haval), а в отдельных случаях – даже в пять раз (Chery).
Самыми же продаваемыми новыми автомобилями на российском рынке остается техника Lada: более 200 тысяч реализованных авто, что на 51% больше аналогичного периода прошлого года. Конечно, такой рост во многом обусловлен ковидными «причинами», поэтому красивыми процентами готовы похвастать и многие другие марки:
- Hyundai – +32%;
- KIA – +33%;
- Skoda – +54%;
- Ford – +84%;
- Genesis – +99%.
При этом по количеству проданных авто Лада опережает своего ближайшего конкурента Киа ровно вдвое, и эта тенденция имеет все шансы сохраниться во втором полугодии.
Весьма показательным выглядит тот факт, что почти каждый второй проданный автомобиль в России является кроссовером или внедорожником – это 46% всего рынка или порядка 400 тысяч машин. На этом фоне крайне неубедительно выглядит сегмент электрокаров: всего 552 реализованных электромобиля, но важным уточнением к этой статистике становится то, что речь идет исключительно о новой технике, приобретенной в салонах.
Самой продаваемой моделью в первом полугодии стала отечественная Гранта (71208 шт.) На второе место вышла Лада Веста (57031 шт.), которая сместила Киа Рио (44750 шт.) В сегменте кроссоверов лидерство продолжает удерживать Hyundai Creta (38800 шт.), а вплотную за «корейцем» следует обновленное семейство Лада Нива Legend/Travel (30108 шт.) Интересным наблюдением также можно считать серьезный успех модели Kia K5, которая прибавила по отношению к предыдущему отчетному периоду +105% (15277 шт.) и обошла по продажам традиционно популярную в России Toyota Camry (14916 шт.)
Сводная таблица: Топ-25 самых популярных автомобилей проданных на российском рынке за первые 6 месяцев 2021 года
Автомобили | Перая половина 2021 года | Перая половина 2020 года | Разница |
---|---|---|---|
Lada Granta | 71208 | 49922 | 43,00% |
Lada Vesta | 57031 | 42615 | 34,00% |
Киа Рио | 44750 | 36164 | 24,00% |
Хендай Крета | 38800 | 29554 | 31,00% |
Хендай Солярис | 33541 | 18444 | 82,00% |
Лада Нива Legend/Лада Нива Travel | 30108 | 19439 | 55,00% |
Фольксваген Поло | 28527 | 21341 | 34,00% |
Шкода Рапид | 23309 | 10495 | 122,00% |
Lada Largus универсал | 21053 | 15527 | 36,00% |
Рено Дастер | 19715 | 12086 | 63,00% |
Toyota RAV-4 | 19103 | 16057 | 19,00% |
Фольксваген Тигуан | 18938 | 13448 | 41,00% |
Renault Logan | 16826 | 12170 | 38,00% |
Kia K5/Optima | 15277 | 7462 | 105,00% |
Toyota Camry | 14916 | 11366 | 31,00% |
Киа Спортейдж | 14422 | 10872 | 33,00% |
Лада XRAY | 13882 | 8651 | 60,00% |
Renault Sandero | 13565 | 10927 | 24,00% |
Skoda Karoq | 11347 | 4973 | 128,00% |
Шкода Кодиак | 11251 | 8728 | 29,00% |
Renault Kaptur | 10147 | 8537 | 19,00% |
Nissan Qashqai | 9654 | 10281 | –6% |
Kia Seltos | 9613 | 4010 | 140,00% |
Мазда CX5 | 9610 | 8849 | 9,00% |
Рено Аркана | 9354 | 7236 | 29,00% |
Сводная таблица: Топ-15 самых популярных автомобильных марок в России (по результатам первого полугодия 2021 года)
Производители | Перая половина 2021 года | Перая половина 2020 года | Разница |
---|---|---|---|
Лада | 200219 | 132596 | 51,00% |
Kia | 108344 | 81219 | 33,00% |
Hyundai | 91072 | 63943 | 42,00% |
Renault | 70068 | 51535 | 36,00% |
Volkswagen | 53949 | 40363 | 34,00% |
Skoda | 52791 | 34217 | 54,00% |
Toyota | 46655 | 41646 | 12,00% |
Nissan | 25335 | 25745 | –2% |
Mercedes-Benz | 24662 | 16939 | 46,00% |
ГАЗ | 23802 | 19848 | 20,00% |
BMW | 23383 | 17110 | 37,00% |
Haval | 16235 | 6663 | 144,00% |
Chery | 15235 | 2887 | 428,00% |
Mazda | 15096 | 11878 | 27,00% |
УАЗ | 13176 | 12284 | 7,00% |
Всего за январь-июнь 2021 года в России было продано порядка 871 тысячи легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. Рост по сравнению с 2020-ым составил 36,9%, хотя и показатели 2019-го тоже были превзойдены – +5,1%. Согласно выводам экспертов, рынок восстанавливается после серьезной просадки, вызванной пандемией Covid-19, тогда как многие дилеры активно пользуются высоким спросом и используют завышенные наценки. И это несмотря на постоянное удорожание автомобилей, которое уже официально увеличило денежную емкость российского авторынка до 1,5 трлн. рублей.
Аналитики отмечают, что имеющаяся динамика превосходит ожидания, но серьезным фактором риска остается возможное ухудшение эпидемиологической обстановки. Дилеры же настроены оптимистично и не готовятся к новому локдауну. Такого же мнения придерживается Ассоциация европейского бизнеса, которая прогнозирует, что по итогам 2021 года в РФ будет продано около 1,75 миллиона новых автомобилей, что составит рост в размере 9,8%.
Еще одной угрозой для этих планов некоторые эксперты видят рост цен, но на борьбу с этим уже брошены госпрограммы, плюс российские чиновники отказались от повышения утилизационного сбора. Интересно, что еще в начале года прогнозы по объемам продаж были куда более скромными: всего +2,1%. Сами же дилеры объясняют увеличение цен курсовыми колебаниями, которые не дают стабильной картины даже в ближайшей перспективе. Вместе с тем, с началом лета рост цен замедлился, тогда как с начала года новые машины в среднем подорожали на 5-10%.

ТОП-10 Китайских авто на российском рынке (за 2020-й год)
- Geely Atlas (7,3 тыс. шт);
- Haval F7 (6,8 тыс. шт);
- Chery Tiggo 4 (5,7 тыс. шт);
- Geely Coolray (5,6 тыс. шт);
- Haval F7x (4,4 тыс. шт);
- Changan CS35Plus (3,4 тыс. шт);
- Haval H5 (2,4 тыс. шт);
- Chery Tiggo 7 Pro (2,1 тыс. шт);
- Haval H6 (2,1 тыс. шт);
- Chery Tiggo 8 (2,1 тыс. шт).