В ноябре 2022-года состоялся информационный запуск проекта по созданию компактных электрических автомобилей марки АТОМ. Соответствующее заявление сделали представители компании АО «Кама» – зарегистрированной 5 августа 2021 года.
Ранее предполагалось, что это будет наследник компактного электромобиля “Кама-1” (так и не вышедшего), но как оказалось это совершенно другой проект с новым менеджментом и уровнем разработки.
По словам представителей компании: “Электромобиль АТОМ – абсолютно новая идея современного технологического электромобиля, а также одноименный технологичный стартап по производству российского инновационного электрокара АТОМ, а также цифровой среды мобильности для него. Это собственная платформа и собственный софт команды продуктовых специалистов, IT-разработчиков, UX- дизайнеров из разных областей: от мобильности до гейминга, от финтеха до блокчейна.”
- Обновление: 11 мая 2023 года был представлен первый прототип электромобиля АТОМ (на этой странице мы подробно рассказали о нем).
В разговоре с GT-News.ru, представители АТОМ, сообщили, что первый прототип будет представлен в мае 2023 года.
Основные характеристики и параметры предсерийного электромобиля ATOM:
Длина: 3995 мм
Ширина: 1780 мм
Высота: 1615 мм
Запас хода: около 500 км
Максимальная скорость: 170 км/ч
Начало серийного производства и старт продаж: 2025 год.
Фотогалерея прототипа Атом
Официальный ролик (где подробно рассказывается о сути проекта и этапах разработки )
С чего все началось? (И почему “Атом” не стоит путать с “Кама-1”)
В 2020 году был представлен прототип компактного российского электромобиля Кама-1. На его долю выпало огромное количество пиара: по словам создателей, представлявших не только КАМАЗ, но и СПбПУ, и белорусское производственное бюро SkyWay, 3,2-метровый хетчбэк должен был стать идеальным городским автомобилем, преодолевающим на одной зарядке батареи до 300 километров. При этом «Кама-1» обещали сделать доступным электрокаром, стоимостью в районе одного миллиона рублей.
Но планам разработчиков не суждено было сбыться, по крайней мере, в намеченные сроки – к концу 2021 года машина должна была поступить в продажу.
Между тем, в июле 2022 года в СМИ снова появилась информация о разработке компактного российского электромобиля, (ходили слухи, что это Кама-2). Но оказалось, что это принципиально другой проект (уже новой компании – АО “Кама” зарегистрированной 5 августа 2021 года), единственное, что их объединяет – это один из акционеров, ПАО “Камаз”.
В итоге, осенью 2022-го, компания АО “Кама” представила новый бренд – АТОМ, под которым будут выпускаться компактные электромобили.
По словам генерального директора Игоря Поваразднюка, электромобиль Атом и Кама-1 – “не являются правопреемниками, продолжателями или близнецами”.
Прежде всего, под АТОМом предложено понимать международную инженерно-техническую команду, в которую входят представители имеющиe опыт в самых разных странах, включая США, Китай и некоторые европейские государства. Идейный центр этой интернациональной структуры располагается в Набережных Челнах, а одним из ее продуктов должен стать электромобиль, который будет «внедрен в транспортную систему мегаполисов».
Как специалисты АТОМа собираются реализовать это на практике?
Согласно информации, которая дозировано выкладывается на страничках стартапа нового автомобильного бренда АТОМ 2023 в соцсетях, ее машины будут оснащаться проекционными экранами дополненной реальности, отображающими на лобовом стекле автомобиля разнообразную информацию.
Так называемые AR HUD технологии будут «рисовать» на дорогах стрелки, показывая правильный маршрут согласно заданной конечной точке. Они станут «подсвечивать» видимые через ветровое стекло здания, ставить разнообразные метки и маркеры. Тем самым электромобили АТОМ 2023 будут интегрированы в транспортную систему, что позволит добиться главной цели проекта – «предоставить возможности новой городской мобильности, являющейся основой современного и технологичного образа жизни».
Технические подробности
Заявляется, что инженерно-техническую команду АТОМа представляет порядка 300 конструкторов и IT-специалистов. Все они в настоящее время заняты разработкой первого концептуального автомобиля новой электрической марки, но его технические данные официально со стороны участников стартапа не озвучиваются.
Скорее всего, по причине того, что они просто неизвестны, хотя в Сети уже «гуляет» информация о том, что электромобиль АТОМ 2023 будет иметь накопитель энергии на 70 кВт*ч, что даст возможность проезжать на одной зарядке до 500 км.
Кроме этого, публикуются и другие подробности об особенностях конструкции будущего электрокара АТОМ 2023. Так, у него будут раздвижные двери, а передняя панель, как таковая, будет отсутствовать, так как электронный щиток приборов разместится на рулевой колонке.
Что касается руля, то он приобретет форму штурвала, а в версиях Taxi не окажется переднего пассажирского кресла – вместо него будет площадка для размещения чемоданов, сумок и прочей поклажи.
Когда выйдет первый электромобиль АТОМ?
Электрокар АТОМ 2023, который по замыслу его создателей должен стать основным транспортным средством служб такси, каршеринга и доставки, готовится к выходу в своей «товарной» версии в 2025 году. На год раньше запланирован первый официальный показ концепта, в мае 2023 года.
Пока же стартап находится на самых ранних этапах своего развития: после знакомства публики с основной концепцией был показан логотип марки. Он представлен в виде символизирующей атом окружности, имеющей градиентную окраску и стилизованную букву A по центру.
Последние новости и перспективы проекта АТОМ
Несмотря на то, что новый российский бренд АТОМ и одноименный стартап выглядят достаточно перспективными, в обсуждениях данного проекта присутствуют скептические замечания. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что изначально АО «Кама» заключила соглашение с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы – города, где спустя время и должны в массовом количестве появиться электрические такси и аналогичные машины служб каршеринга.
Но прямо сейчас данное сотрудничество может ставиться под сомнение, поскольку в столице заработал автозавод «Москвич». Предприятие находится на балансе города, а властям поставлена задача в 2023–2024 гг. произвести и реализовать порядка 150 тысяч «Москвичей», часть из которых будут электрическими.
Какова вероятность, что именно эти автомобили будут предложены столичным таксопаркам в «первоочередном порядке»? Более того, свои аналогичные проекты «электричек» готовятся на Автоторе и в концерне Алмаз-Антей (E-Neva), причем их серийные версии могут выйти и занять свободные рыночные ниши гораздо раньше АТОМа.