В мае 2022 года российский автомобильный рынок поставил своеобразный антирекорд: по всей стране было реализовано всего 24 268 новых автомобилей. Июнь оказался чуть более продуктивным, но до аналогичных показателей прошлого года сохраняется целая пропасть в 50-80%, поэтому вполне закономерным стало решение Правительства РФ перезапустить программу льготного автокредитования-2022.
Разработкой ее условий занимался Минпромторг, который спрогнозировал, что выделенных на программу государственных средств в размере 20,7 млрд. рублей должно хватить на субсидирование 50 тысяч сделок по покупке автомобилей в рамках льготных кредитов и 25,7 тысяч – по условиям льготного лизинга.
Льготное автокредитование в 2022 году: условия
Прежние программы льготного автокредитования, в том числе действовавшие в 2021-ом, позволяли рассматривать в качестве объекта покупки довольно широкий спектр моделей. Это были не только отечественные марки, но и иностранные, которые локализовано производились в России.
Теперь же льготные условия решено распространить только на российские бренды, среди которых – Lada, УАЗ, ГАЗ, Урал, КАМАЗ и Evolute. При этом устанавливается новый порог максимальной стоимости приобретаемого автомобиля и новые проценты доступных скидок.
Условия
Коротко! По льготной программе можно приобрести отечественный автомобиль стоимостью до 2 млн рублей со скидкой 20%. Для электромобилей скидка 35%.
Льготное автокредитование в 2022 году позволяет приобретать автомобили отечественных марок стоимостью до 2 миллионов рублей. Это условие актуально для брендов Lada, УАЗ, ГАЗ, но без Evolute, так как этот производитель все еще не огласил цены на свои электромобили.
Размеры государственных субсидий составят:
- 20% от отпускной цены автомобиля – для всех участников программы.
- 25% – для жителей Дальнего Востока (увеличенная ставка призвана компенсировать, в том числе стоимость доставки техники в ДФО).
- 35% (но не более 925 тыс. руб. в стоимостном выражении) – при покупке электромобилей, сюда как раз и входит новый бренд электромобилей Evolute.
Для сравнения, в прошлом льготы распространялись на машины стоимостью до 1,5 млн. руб, а субсидия составляла лишь 10%.
- Обновление: Помимо российских автомобилей и электромобилей, программа льготного автокредитования стала распространяться и на китайский компактный кроссовер – Haval Jolion.
Более подробно: весь модельный ряд нового российского бренда электромобилей Evolute
Свои дополнительные условия выставляет АвтоВАЗ: для желающих приобрести в рамках действующей программы «упрощенный» автомобиль, выпущенный после 1 июня – любой, кроме Lada Largus (а это Granta Classic’22, Granta Drive Active’22, Granta Cross Classic’22 и Niva Legend Classic’22), необходимо соответствовать одному из требований:
- иметь в семье хотя бы одного несовершеннолетнего ребенка;
- являться медиком, учителем либо просто покупать свой первый автомобиль;
- иметь в собственности минимум 6-летнее авто (владеть им не менее 1 года) и быть готовым сдать его в trade-in
Еще одно доп условие для покупки техники АвтоВАЗа – при заключении кредитного договора внести оплату в размере 10% стоимости автомобиля.
Льготный лизинг: условия
Свои условия Минпромторг прописал и для договоров, заключаемых в рамках т. н. льготного лизинга, ориентированного, прежде всего, на коммерческую технику ГАЗ, Урал и КАМАЗ:
- Размер скидки, возмещаемой государством, по льготному лизингу составит 10%, но в стоимостном выражении она не будет превышать 500 тысяч рублей.
- Программа распространяется на любую технику – легковую, грузовую, коммерческую российского производства.
Так сколько все-таки можно сэкономить с помощью льготного автокредитования
Благодаря программе льготного автокредитования в 2022 году покупатель отечественной техники сможет сэкономить 20% от стоимости машины, которая прописана в договоре.
К примеру, если цена самой дешевой Lada Granta на сегодня находится на уровне 658 300 рублей, то благодаря субсидированию будущему владельцу она обойдется в 526640 руб. Соответственно, скидка на данную модель составит 131 660 рублей.
Такие же расчеты можно сделать для прочих моделей АвтоВАЗа и их версий, включая Lada Granta Cross в версии Classic в кузове седан (678,3 тыс. руб.), лифтбек (698,3 тыс. руб.) и универсал (705,3 тыс. руб.), а также в «упрощенных» модификациях Active Classic’22 (804,9 тыс. руб.) и Active Comfort’22 (847,9 тыс. руб.) Получается, что на самом дорогом последнем варианте получится сэкономить 169,58 тыс. руб.
Что касается машин семейства Vesta, то их возвращение на конвейер может задержаться до 2023 года. Тем не менее, в программу льготного кредитования попадают машины, которые все еще находятся на дилерских складах, поэтому возможность сэкономить 20% предоставляется и здесь.
То же касается имеющихся запасов автомобилей Largus и XRAY. Стоимость наиболее дорогой версии Lada Vesta Sport сегодня достигает 1,67 млн. рублей, а топового XRAY – 1,63 млн., что находится в рамках двух миллионов, а значит, позволит недоплатить соответственно 334 и 326 тысяч. При этом стоит учитывать, что дилерская накрутка за счет установки «допов» может сделать отпускную цену выше пограничной отметки в 2 млн., и тогда воспользоваться субсидией не удастся.
Аналогичные условия будут применяться и при покупке техники Ульяновского автозавода. Благодаря скидке актуальная льготная цена УАЗ «Патриот» составит от 1,23 млн. руб., «Пикап» обойдется от 1,25 млн., версия «Профи» от 1,2 млн., а желающим приобрести «буханку» придется заплатить от 960 тыс. руб.
К слову, если базовый «Патриот» прямо сейчас оценивается в 1,545 млн., то его модификации с автоматической трансмиссией стоят дороже двух миллионов. Решение возможной проблемы подсказал сам производитель: он рекомендовал своим дилерским центрам предлагать клиентам отказаться от тех или иных опций, что могло бы помочь попасть в льготный ценовой диапазон.
Тем, кто рассматривает вариант приобретения техники Горьковского автозавода, тоже придется ориентироваться на конечную цену автомобиля. Многие модели ГАЗа оцениваются до 2 млн., но есть версии дороже, к тому же сам производитель может безальтернативно предложить льготный лизинг, позволяющий сэкономить до 500 тысяч рублей. Такие же условия, вероятно, будут ждать клиентов Урала и КАМАЗа.
Покупателям электрокаров Evolute, которые должны выйти на рынок ближайшей осенью, предлагается сэкономить до 925 тыс. руб. Максимальная скидка в размере 35% окажется доступна в том случае, если цена машины составит 2,64 и более миллиона рублей.
Липецкий автозавод все еще не раскрывает свой прайс-лист, но определенные прогнозы можно сделать по модели компактного паркетника Evolute I-joy, который должне стать самым дешевым пакетником из предлагаемой линейки моделей. Его китайский аналог-близнец Dongfeng DFSK Glory E3 в Европе продается за 35 тысяч евро или 2,04 млн. рублей. Если предположить, что такую же цену запросят за I-joy в России, то 35-процентная скидка будет означать экономию в 714 тысяч руб.
Сколько будет длиться программа льготного кредитования?
Действовать новая льготная программа должна в течение 2022 года, но учитывая ее цели – восстановить спрос на внутреннем автомобильном рынке и придать стимул производителям выпускать больше новых модификаций и моделей, она может быть продлена и на следующий календарный год. Очевидно, что авторы программы будут пристально наблюдать за ее работой и оценивать эффективность субсидий исключительно по цифрам продаж новых машин и показателях работы автомобильных предприятий.