По состоянию на 1 января 2021 года в России стояло на учете 10836 электромобилей. За 12 предыдущих месяцев их количество выросло на 70%, а всего российский автопарк электрической автомобильной техники стал включать 14 различных марок и 18 моделей. С промежутком времени новых электромобилей в России будет становиться все больше и больше, а в 2021 году многие автопроизводители проведут презентации новинок на “батарейках” и объявят свои долгосрочные планы по электрофикации своего модельного ряда, например недавно, компания Mercedes объявила, что и вовсе превратится в сугубо электрический бренд.
Мы в редакции GT-News.ru собрали все подробности о новых электромобилей в России в 2021 году:
- График выхода новых моделей;
- Цены;
- Запас хода;
- Расчет налога;
- Список регионов которые отменили налог;
- Вся информация о доступных и премиальных электрокаров;
- Технические характеристики.
В отличие от своих «батарейных» предшественников этот баварский кроссовер строился на специальной электрической платформе, которая вслед за BMW iХ должна дать жизнь многим другим электрокарам. Модель выйдет на рынок до конца 2021 года, станет первым полноприводным электрическим SUV немецкой марки, а его базовая двухмоторная компоновка обещает свыше 500 л. с. мощности. Разработчики также заявляют, что в гамме доступных батарей окажется 100-киловаттный аккумулятор, который обеспечит пробег на уровне 600 км. Обойдется такой автомобиль покупателю примерно в $100 тысяч.
- Запас хода: 600 км.
BMW i4 – спортивный электрический седан который может не только экономить топливо и “сохронять экологию”, но и доставлять удовольствие, ведь производитель уже заверил, что I4 будет иметь спортивные настройки езды и задний привод. Выглядит седан как новая BMW 4-й серии, но только с 5-ю дверьми. Официальный дебют и старт продаж электро седана от баварского производителя должен состояться в 2021 году.
- Запас хода – 600 км.
Серийная версия этого электрического паркетника была впервые показана летом 2020 года. BMW iX3 спроектировали на основе «обычного» X3, взяв от него и платформу, и кузов, и детали салона, по сути, заменив лишь силовую часть. «Тележка» CLAR позволила установить лишь один электромотор (286 л. с., 400 Нм), поэтому кроссовер безальтернативно становится заднеприводным. Тяговый аккумулятор на iX3 имеет емкость в 80 кВт∙ч, чего достаточно для преодоления на одной зарядке порядка 460 км. (WLTP) Цена внедорожника стартует с отметки в 68 тысяч евро.
Электрокроссовер Ауди E-Tron один из первых начал официально продаваться на российском рынке, предлагается он в 4-х комплектациях с электромотором мощностью 408 л.c и полным приводом. Разгон до 100 км/ч 5,7 секунд. Запас хода: 417 км. Цены начинаются от 6 280 000 рублей за базовую версию.
Спорткар Audi E-Tron GT дебютировал в двух версиях, первая имеет мощность 476 л.c и переднее расположение двигателя, следом идет первая электрическая версия под шильдиком RS, мощность самой этой модификации – 598 л.с. и 830 Нм. Купе построено на точно такой же платформе как и Porsche Taycan. Запас хода: 487 км у базовой версии и 472 км. В России E Tron GT должен выйти в течении 2021 года.
Porsche Taycan – спортивный электрокар который управляется как “классический” быстрый Порше и при этом не расходует классическое топливо (бензин или дизель) и Тайкан уже успел это доказать даже делом, в настоящее время он является “самым быстрым электрокаром на Нюрбургринге”. В России цены за базовую комплектацию “Base” начинаются от 6 780 000 рублей.
В 2020 году этот пятиместный электрический хэтчбек заслужил звание самого популярного электромобиля на европейском рынке (55 тысяч реализованных машин). В 2021 году Volkswagen Id3 продается в нескольких модификациях, оснащается 145-, 150- и 204-сильными двигателями, батареями на 45, 58 и 77,8 кВт∙ч, что обеспечивает показатели автономного пробега в зависимости от комплектации на уровне 350-545 км. Стоимость автомобиля в самой доступной версии Pure Performance сегодня составляет 31500 евро.
Volkswagen Id4 является второй моделью и первым кроссовером в электрической линейки немецкой компании. Ожидаемо, он сильно схож с хэтчбеком id3 как в экстерьере, так и в интерьере. Первые автомобили уже начали поступать покупателям из Европы. Дальность хода у кроссовера впечатляющая, особенно у “топовой” модификации Pro Performance – 508 км.
Новую модель ID5 официально представят во второй половине 2021 года, она будет отличаться от уже представленного кроссовера Id4 лишь купеобразным силуэтом кузова.
Kia EV6 – новый электромобиль с яркой внешностью и отличными динамическими характеристиками, особенно в версии GT (3,5 с до 100 км/ч). Это та модель, с помощью которой можно заявить о себе на конкурентном рынке спорткаров, впрочем корейский производитель так и сделал. На EV6 открыт предзаказ и уже даже образовалась очередь, официальные продажи начнутся в июле текущего года.
Hyundai Ioniq 5 – еще один интересный транспорт из Южной Кореи, Ioniq 5 имеет довольно обманчивую внешность, ведь выглядит он как хэтчбек, но на самом деле это среднеразмерный кроссовер, который по своим габаритам не уступает Kia Sporrtage. Прежде всего российскому автолюбителю он интересен тем, что осенью 2021 года начнет свои продажи в России.
Электрокроссовер Hyundai Kona Electric появился в 2018 году, а его выход прошел под лозунгом «самый доступный массовый электромобиль с запасом хода до 450 км. на одной зарядке». Этот корейский SUV разрабатывался специально для рынков Европы, США и Южной Кореи и стал вторым электрокаром в истории автомобильной марки Хендай после Hyundai Ioniq.
Популярный автомобиль Илона Маска – Tesla Model S, в 2021 году серьезно обновился и вместо руля получил штурвал. Также модель улучшилась по всем аспектам, а динамические характеристики и вовсе поражают, самая “топовая” модификация Model S Plaid сможет первую сотню км “перепрыгивать” за 2 секунды!
Серийный выпуск электрического пикапа Tesla Cybertruck начнется в ближайшее время, но первые электрические пикапы начнут доставлять покупателям только в конце 2021 года. Более того, это будут версии в базовом исполнении, тогда как модификации с двумя и тремя моторами появятся еще позже – в 2022-ом.
Tesla Model 3 – младшая модель американской компании, седан размером с Mercedes C-Class имеет необычный интерьер и внешность как у страшего Model S. Цены в США начинаются от 35 000 долларов (2 625 000 рублей). Запас хода: 354 км.
Tesla Model X – электрокроссовер средних размеров построенный на платформе седана Model S. В 2021 году этот кроссовер также обновился как и Model S и получил штурвал вместо руля.
Электрический суперкар Tesla Roadster будет иметь три электрических мотора: один на передней оси и два – на задней. Их совокупная мощность пока не сообщается, но Илон Маск утверждает, что силовая установка будет разгонять Tesla Roadster до 100 км/ч всего за 1,9-2,1 секунды.
Model Y – компактный кроссовер от компании Tesla, вопреки ожиданиям модель не является уменьшинной версией Model – X, компактный электрокроссовер полностью построен на платформе Model 3 и является скорее его “приподнятой” модификацией.
Один из долгожителей европейского рынка электрокаров – французский хэтчбек Renault ZOE уже успел обновиться, получив в 2019 году более мощный мотор и увеличенную батарею. Отныне емкость аккумулятора составляет 52 кВт∙ч, а в линейке двигателей появился 135-сильный агрегат. Благодаря модернизации было существенно улучшено оснащение, добавились новые опции, а пробег электрокара увеличился с 317 до 390 км. Вместе с ним выросла и цена авто: с 23200 до 27000 евро.
Электрический хэтчбек Renault City K-ZE был задуман как самый дешевый электрокар из доступных на мировом рынке. Построенный на базе ультрадешевого индийского Renault Kwid ($3900), он включил в себя наиболее доступные компоненты и простейшее оснащение, в результате чего его минимальная стоимость составила $8700. Важно уточнение: модель предлагается только в Китае, а цена учитывает местные госсубсидии. Показатели пробега такого автомобиля также скромны: при 26,8-киловаттном аккумуляторе и 45-сильном моторе City K-ZE способен преодолеть не более 271 км. (NEDC)
Spring – это «предложение» европейскому рынку от производителей бюджетного китайского Renault City K-ZE, который считается одним из самых дешевых электрокаров в мире. В Европе модель решено продавать под брендом Dacia, максимально сохранив простое оснащение. Силовая часть с электродвигателем на 45 л.с. и аккумулятором емкостью 26,8 кВт•ч полностью позаимствована у донора, но паспортный пробег в данном случае заявляется по стандартам WLTP – 225 км. Dacia Spring Electric должна появиться в продаже весной 2021 года по цене от 10 тысяч евро.
Модификация Z.E. выпускается параллельно с остальными версиями хэтчбека Twingo, а ее ближайшим техническим родственником стал немецкий Smart Forfour от компании Daimler. От него «француз» получил 81-сильный электромотор, а вот поставщик батареи производителем был выбран другой. Более мощный аккумулятор (21,3 кВт∙ч) от LG Chem обеспечивает пробег на уровне 180 км. (WLTP) вместо 130-ти у Смарта. В настоящее время Renault Twingo Z.E. производится в Словении, а европейская цена этого электрокара составляет 10,9 тысячи евро.
Знаменитый бренд Hummer возвращается после многолетнего забвения, чтобы стать, возможно, одной из самых популярных электрических моделей пикапов ближайшего будущего. Электрический GMC Hummer EV 2021 модельного года строился практически «с нуля», но в его достаточно современном дизайне чувствуется порода, намекающая на выдающиеся ходовые качества грузовика.
Летом 2020 года британская компания презентовала обновленную версию своего электрического кроссовера I-Pace, в котором появилась новая мультимедийная система, и обновился ряд бортовых устройств. Силовая часть осталась прежней, 400-сильной (696 Нм), как и 90-киловаттная батарея, но благодаря новому зарядному устройству кроссовер быстрее пополняет заряд энергии и отныне может использовать для этих целей станции на 100 кВт. Продажи рестайлингового электрокара в России уже идут: за начальную версию S с дальнобойностью в 470 км. производитель просит от 6,3 миллиона рублей.
Nissan Ария 2021 – это новый вызов, который, несомненно, будет иметь хороший финал, ведь этот автомобиль прекрасно вписывается не только в новую фирменную стилистику производителя (заодно поменявшего и дизайн своей эмблемы), но и в настроения мирового рынка, уверенно идущего навстречу «зеленым» технологиям.
Nissan Leaf 2021 – одна из немногих электрических моделей, которые выпускаются настолько давно, что уже успели сменить поколение. Японскому Лифу уже исполнилось 10 лет, но последние 3 года он продается по всему миру в своей обновленной версии – с более привлекательным экстерьером и еще более технологичным оснащением.
Honda E – симпатичный электрохэтчбек с ретро дизайном и минималистичным интерьером японская компания представила в 2019 году. Автомобиль имеет много интересных и инновационных функций: выдвижные дверные ручки, камеры вместо зеркал заднего вида, пять дисплеев на приборной панели, бортовой компьютер с функцией голосового управления и полной синхронизацией с приложением в смартфоне – за скромным обликом этой «игрушечной» машины скрывается современный электрокар, готовый подарить своему владельцу ощущение будущего мирового автопрома.
Mercedes-Benz EQS – флагманский седан от немецкой компании уже полностью рассекречен и готов к своему дебюту. Всем известно, что в представительском S-Классе “царствует” Мерседес, но видимо производителю мало один титул, потому что он подготовил революционный EQS, который уже может похвастаться рекордной аэродинамикой и инновационным салоном с большим намеком на люкс.
EQC – электрический кроссовер который конкурирует с Audi E-Tron и Jaguar I-Pace. Запас хода модел: 450 км. Мощность: 408 л.с. и 765 Нм.
Mercedes-Benz EQA – компактный электрокроссовер построенный на базе GLA, можно даже сказать, что это и есть GLA только в отдельной модификации на электротяге.
В разработке электрического кроссовера Mustang Mach-EV активное участие принимали специалисты европейского подразделения Ford, что указывает на серьезные амбиции марки и ее модели именно на рынке Старого Света. Это подтверждает и широкая линейка модификаций: в Европе дилеры предлагают одно- и двухмоторные версии на 258-338 л. с. с батареями на 75,7 и 98,8 кВт∙ч. Заявленные пробеги американских паркетников варьируются в пределах 420-540 км (WLTP) ,а их стоимость находится в диапазоне 46,9-66,8 тысяч евро.
Rivian R1T больше похож на пикап, нежели Cybertruck от Tesla, хотя его создатели тоже не устояли перед соблазном добавить облику своего грузовичка футуристичности. За нее в экстерьере авто отвечает необычная оптика, тогда как в остальном эта машина вполне традиционна, благодаря чему может даже затеряться в плотном городском потоке. Тем не менее, мы не будем забывать, что ей место далеко не на городских улицах!
Внедорожник построенный на базе пикапа, архитектура салона и многие решения также позаимствованы у R1T. Прежде всего внедорожник может похвастаться внушительной дальностью хода – 660 км.
Российские электрокары
Авторы амбициозного российского проекта Zetta уже 3 года обещают приступить к серийному производству своего автомобиля, но позитивных новостей об электрическом мини-каре с батареей на 200 километров пробега и стоимостью всего в 450 тысяч рублей, к сожалению, нет. К слову, Zetta пропала из повестки крупных автомобильных изданий в сентябре прошлого года, когда Фонд развития промышленности не дал компании кредит на 100 млн. рублей. Кроме этого, есть сведения, что на руководство ООО «Зетта» в настоящее время возбуждено уголовное дело.
Камский автозавод официально представил свой сити-кар Кама-1 в декабре 2020 года, пообещав запустить серийное производство этого автомобиля в 2023-м. Трехдверный хэтчбек создавался в сотрудничестве с СПбПУ, а его основой выступила модульная платформа, которая в перспективе позволит строить автомобили других классов. Заявленные производителем характеристики – 109 л. с. мощности электродвигателя, 33 кВт∙ч емкости батареи и 200-километровый пробег на одной зарядке. С ценой КАМАЗ пока не определился, но при должном уровне спроса планирует брать с покупателей не более 1,0-1,3 млн. рублей.
Российская компания Monarch представила свой премиум-электрокар осенью 2020 года и даже открыла предварительные заказы в расчете на дальнейшее финансирование проекта. Производитель планирует выпускать две модификации авто – S200 и S400 с мощностью электродвигателей 271 и 542 л. с. соответственно, а также предлагать на выбор два аккумулятора – на 60 и 80 кВт∙ч. Обещанный запас хода – от 360 до 400 км. Актуальная цена за минимальную комплектацию электрокара Monarch – $58 тысяч.
Фактическое вхождение марки LADA в Группу компаний Renault рискует вскоре поставить крест на модели Веста, что также сделает неактуальным проект первого электромобиля ЛАДА. Седан Vesta EV уже появлялся на выставочных подмостках и тестовых полигонах, где тестировался 60-киловаттный электромотор (82 л. с.) и испытывался аккумулятор на 25 кВт⋅ч, который мог обеспечить запас хода в пределах 150-200 км. Серийного производства этих машин по-прежнему нет, тогда как возможная стоимость электрической Весты, исходя из действующих расценок на силовые элементы, составила бы 1,5-2,0 млн. рублей.
Китайские модели
Между премьерным показом и началом продаж китайского хэтчбека JAC iEV7S 2021 года в России прошло 2 года, но теперь единственный «зеленый» автомобиль в гамме китайской марки активно продается, правда, лишь в одной модификации с двигателем на 115 л. с. и аккумулятором емкостью 39 кВт•ч. Паспортный пробег электрокара составляет 280 км. (NEDC), а стоимость собираемой на казахстанском заводе СарыаркаАвтоПром пятидверки JAC iEV7S по предзаказу начинается с 2,3 миллионов рублей.
Компания BYD, являющаяся одним из мировых лидеров в производстве аккумуляторов для бытовых приборов и электрокаров, выпускает автомобили с 2003 года, а флагманом актуальной модельной линейки бренда сегодня числится электроседан Han EV. Автомобиль построен на платформе собственной разработки, имеет стильный экстерьер Dragon Face, а также одно- и двухмоторное исполнение. В первом случае 222-сильный агрегат и батарея на 65 кВт∙ч обещают пробег на уровне 350 км. (NEDC), во втором – с 494 л. с. и 77 кВт∙ч – до 550 км. BYD Han EV продается на китайском и ряде других рынков. Самая дешевая модификация оценивается в 48850 долларов.
BYD D1 – китайский электромобиль, созданный специально для служб каршеринга и такси. Конструктивно машина представляет собой высокий хэтчбек с просторным салоном и относительно недорогим оснащением. Авто комплектуется электрическим двигателем мощностью 136 л. с. и литий-железо-фосфатной тяговой батареей, которая обеспечивает пробег в пределах 418 км. BYD D1 не будет продаваться в розницу, а его пока единственным покупателем выступает китайская транспортная компания DiDi, специализирующаяся на каршеринге.
Китайский электромобиль, претендующий на премиум-класс, представляет собой 4,6-метровый пятиместный седан с одним мотором и передним приводом. Выпускается с 2018 года, официально продается в Украине и Молдове, откуда в б/у состоянии поступает на российский рынок. Имеет несколько модификаций с двигателями на 100 и 160 кВт, а также батареями на 45 и 53,6 кВт∙ч. Автономный пробег самой доступной версии не превышает 300 км., «топовая» же, по заверениям производителя, способна преодолевать до 460 километров.
Электрокары BAIC EC Series были самыми продаваемыми электромобилями в 2017 году, т. е. в преддверии массовой экспансии мирового рынка машинами Tesla. Сегодня самым доступным представителем серии выступает EC180 (41 л. с., 20,3 кВт∙ч, до 150 км. пробега), который в Китае с учетом государственных субсидий продается за $6,8 тысячи. Самым же востребованным электрокаром семейства сегодня является EC3, который оснащается 61-сильным электромотором, 30,6-киловаттной батареей и гарантирует до 261 км. пробега (NEDC) Стоимость такой машины сегодня составляет $10 тысяч.
Этот электрический трехдверный хэтчбек класса супермини впервые появился в продаже в 2016 году и с тех пор продается в своем первоначальном виде и оснащении. В длину машина имеет всего 3,2 метра, а ее масса составляет 1015 кг. Столь компактные размеры позволяют извлекать максимум из двигателя мощностью 40 л. с. и аккумулятора на 38 кВт∙ч, которые вместе обеспечивают машине пробег в 301 км. (NEDC) В Китае такой электрокар сегодня можно купить за $8730-11070, в Россию же дилеры готовы доставить авто из Поднебесной за 1,4 млн. руб.
BYD Song PHEV появился в 2019 году как одна из модификаций семиместного минивэна Song MAX. При этом конструктивно и технически автомобиль стал аналогом гибрида Chrysler Pacifica Hybrid. Актуальная цена модели сегодня – 22273-29257 долларов в зависимости от оснащения, а в максимальной комплектации гибридный вэн оснащается 16-киловаттным аккумулятором, питающим электродвигатель на 110 кВт. Пробег на одной лишь электротяге здесь не превышает 81 км.
Гибридный китайский кроссовер BYD Tang в 2018 году сменил поколение, обновив экстерьер и получив новые модификации. На данный момент «топовая» версия оснащается 2.0-литровым бензиновым турбомотором и электрическим двигателем на 290 киловатт. Авто базово является полноприводным и в зависимости от технической комплектации способно преодолевать на электрической тяге от 80 до 100 километров. В Китае такие паркетники продаются за $35400-$50800, а за 2020 год их было продано всего чуть более 21 тысячи штук.
Подзаряжаемый гибрид Roewe Ei6 PHEV собирается на заводе SAIC в Шанхае, а его первые продажи зафиксированы в июле 2017 года. Пятиместный седан оснащается батареей на 9,1 кВт∙ч, обеспечивающей запас хода до 51 км. (NEDC) Примечательно, что тандем из бензинового турбомотора 1.5 (169 л. с.) и электродвигателя (136 л. с.) обеспечивает расход топлива всего в 1,5 литра на 100 километров. Стоит такой автомобиль 147800 юаней, что эквивалентно сумме в 1,73 млн. рублей.
Седан Geometry A стал первой моделью суббренда, который был создан компанией Geely специально для класса электромобилей. У себя на родине эта машина носит название Jihe A (внутризаводской индекс GE11) и предлагается в тех же двух модификациях, что и в случае с экспортными вариантами. Обе используют одинаковый двигатель мощностью 163 л. с., но в версии Standard Range авто получает аккумулятор на 51,9 кВт•ч, а в комплектации Long Range – на 61,9 кВт•ч. Соответствующий этим вводным характеристикам автономный побег – 410 и 500 км. (NEDC) Диапазон цен – 31,5-37,5 тысячи долларов.
Китайская компания Nio не принадлежит к числу крупных автопроизводителей, но в 2018 году она стала одним из самых успешных стартапов, сумевших выпустить на рынок серийные электрокары. Один из них – это компактный паркетник ES6, двухмоторный, выпускаемый в нескольких версиях, где мощность самой дорогой модификации достигает 544 л. с. Здесь же выбор между батареями на 70 и 84 кВт∙ч, которые обещают пробег в 410-510 км. (NEDC) В Поднебесной стать владельцем Nio ES6 сегодня можно за 52-65 тысяч долларов.
Налог на электромобили и “растаможка”
Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.
К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.
Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:
- Nissan Leaf – 105 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 104 шт.,
- Audi E-tron – 61 шт.,
- Jaguar I-Pace – 57 шт.,
- Hyundai Ioniq – 7 шт.
ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:
- Nissan Leaf – 3541 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 85 шт.,
- Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
- Jaguar I-Pace – 26 шт.,
- BMW I3 – 24 шт.
Стимуляция покупателей и отмена налога
В мире растет число государств, стимулирующих граждан покупать «зеленые» автомобили, и в их число входит Россия, где владельцев электрокаров освобождают от уплаты транспортного налога. Правда, послабления касаются не всех регионов страны. Так, транспортный сбор отменен для владельцев моторных транспортных средств с электрическими двигателями, проживающих в:
- Москве и Московской области (норма действует до 2024 года);
- Амурской области,
- Иркутской области,
- Калужской области,
- Кемеровской области,
- Липецкой области,
- Кабардино-Балкарской Республике,
- Забайкальском крае,
- Республике Дагестан.
В ряде регионов действуют условия, отменяющие транспортный налог в отношении автомобилей определенной мощности:
- в Санкт-Петербурге – до 150 л. с. включительно;
- в Калининградской области – до 150 л. с. включительно;
- в Тюменской области – до 150 л. с. включительно;
- в Волгоградской области – до 150 л. с. включительно;
- в Курской области – до 200 л. с. включительно.
Еще одним субъектом в этом списке в 2021 году станет Башкирия, где принят местный закон, освобождающий владельца электрокара от уплаты налога, но только при условии, что он владеет двумя и более автомобилями (за какую машину не платить – выбирает сам собственник). Наконец, в перечень льготных регионов можно записать Сахалинскую область, где на электромобили действует 50-процентная скидка на транспортный налог. К слову, чиновники Сахалина уже заявили, что в ближайшие 10 лет собираются перевести весь автопарк области на электричество и природный газ.
Имеют место и другие прецеденты, касающиеся стимулирования перехода на «зеленый» автотранспорт. К примеру, в Москве и Московской области владельцы электрокаров освобождаются не только от транспортного налога, но и от налога на роскошь, который действует на все автомобили стоимостью свыше 3 миллионов рублей.